Результаты участия России в международном исследовании PISA-2009 Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Наша педагогика – точное отражение нашего социального и политического бытия.» координатор программы PISA в России, зав. Центром оценки качества образования.
Advertisements

Результаты участия России в международном исследовании PISA Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru.
Концептуальные основы Международной программы оценки образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA.
Деятельность учителя в соответствии с требованиями ФГОС Информационно-аналитическая Мотивационно-целевая Планово-прогностическая Организационно-исполнительская.
Итоги международной программы по оценке образовательных достижений в 2009 году (по материалам сайта Заместитель директора МОУ ДПО.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru yandex.ru.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
Вебинар Программа вебинара 1.«Оценивание читательской грамотности обучающихся» Камзеева Елена Евгеньевна, начальник экспертно-аналитического.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Российское образование (по результатам международного исследования PISA) ККИДППО Робский В.В.
ДИАГНОСТИКА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ (25 НОЯБРЯ 2015 Г.)
Вопрос1: Какова глубина озера Чад на сегодняшний день? Около двух метров. Около пятнадцати метров. Около пятидесяти метров. Оно полностью исчезло. Информация.
Первые результаты международной программы PISA-2009 Москва 7 декабря 2010 года.
Оценка читательской компетентности, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2009 PISA-2009.
1 директор ЦООМО, к.п.н. И. П. Валькова Бишкек, февраль 2008 г. Исследования PISA и НООДУ в Кыргызской Республике проведено ЦООМО по заказу Министерства.
Педагогика САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Тема 3. Экспериментальное обоснование необходимости реформирования образования.
Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования Ушакова Е.Г. Сургут, 16 апреля 2013 ИПОП «Эврика»
Семинар завучей Формирование читательской грамотности младших школьников.
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
Транксрипт:

Результаты участия России в международном исследовании PISA-2009 Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru

Ковалева Галина Сергеевна, кандидат педагогических наук, руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования, г.Москва координатор исследования PISA в России «Инновации и эксперимент в образовании», ,

Программа PISA-2009, как и программы предыдущих лет, осуществлялась консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) Австралийский Совет исследований в области образования Руководил работой консорциума Австралийский Совет исследований в области образования (The Australian Council for Educational Research, ACER). Нидерландский Национальный институт измерений в области образования Служба педагогического тестирования США Японский Национальный институт исследований в области образования Американская организация ВЕСТАТ В Консорциум входили также следующие организации: Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (Netherlands National Institute for Educational Measurement, CITO); Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS); Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER); Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации и др.

Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оценивается читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность).

Основной вопрос, на который предполагалось получить ответ в процессе международного исследования PISA, звучит так: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.

В исследовании в 2009 году участвовали 65 стран (из них 34 страны ОЭСР). Выборка российских учащихся 15-летнего возраста 5633 включала 5633 обучающихся 210 из 210 образовательных учреждений регионов России.

Читательская грамотность Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Российские учащиеся по данной области занимают место среди 65 стран 1-10 места Шанхай (Китай), Корея, Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Канада, Япония, Австралия

По математической грамотности в 2009 году российские учащиеся на месте среди 65 стран-участниц У нас чуть более 5% обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения. В ОЭСР таких учащихся 12,7%.

С точки зрения международных экспертов к математической грамотности относятся: пространственные представления, пространственное воображение, некоторые свойства пространственных фигур, использование масштаба, нахождение периметра и площадей нестандартных фигур; умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации;

работа с формулами, знаковые и числовые последовательности; вычисления с рациональными числами, действия с процентами; умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости); использование среднего арифметического для характеристики явлений и процессов, близких к реальной действительности, и др.

"По числу скрипов сверчка можно достаточно точно определить температуру воздуха. Надо к числу скрипов, произведенных за 14 секунд, прибавить 42. Получится температура по Фаренгейту. Николай услышал 17 скрипов за 14 секунд. Какова была температура воздуха? Сколько скрипов он услышит за 1 минуту?" Легкое задание Легкое задание:

На эти вопросы наши дети практически не ответили: Если 40% населения - старше 60 лет, может ли средний возраст населения быть 30 лет? Как могут одновременно расти доход на душу населения и падать семейные доходы?

«Как с помощью одной и той же статистики пацифисты могут доказать, что оборонные расходы растут, а военные – что падают (вопросы были на абсолютный и относительный прирост)?». На любых сюжетах, где нужно сформулировать и аргументировать свое мнение, сравнить две точки зрения, поспорить с тезисом, спотыкаются и дети и их наставники:

Были в тестах и вопросы о генетически измененных продуктах, наследственности, кислотных дождях, фазах Луны, рентгеноскопии и пр. Но все они имели одну общую черту -требовали не столько знания предмета, сколько умения мыслить логически, рассуждать и анализировать факты. Например, по математике - предлагалось из двух тарифных планов оплаты мобильных телефонов выбрать наиболее выгодный.

«Вместе с классом вы собрали и сдали больше всех макулатуры. Большую часть денег вы перевели на счет дома для престарелых, а немного денег оставили, чтобы отпраздновать такое событие. Тебе дали эти деньги и сказали, чтобы ты купил на все деньги пиццу. В магазине оказалось два вида пиццы одинакового сорта: 10 см в диаметре стоит 10 рублей, 20 см в диаметре стоит 20 рублей. Какую пиццу ты будешь покупать?

Успешное выполнение большинства заданий связано с развитием таких важнейших общеучебных умений, как например, умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

Дан отрывок из газетной статьи: «На международной выставке Туризм без границпосетители были поражены стендом фирмы Preved-Medved-Tour… Прямо в павильоне установлен надувной глобус высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы, символизирующие самолеты, которые перевозят туристов. Похоже, насекомые самые настоящие. К счастью, никто из посетителей не пожаловался на укусы, и защитники животных тоже не выражали протестов…» А теперь вопрос: можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей самолетов?

Во-первых, нужно из текста то ли репортажа, то ли рекламы вычленить именно математическую задачу. Во-вторых, следует отбросить незначимые детали типа «укусов» или «защитников животных». В-третьих, необходимо оперировать не точными цифрами, предложенными в задании, а приблизительными значениями из повседневного опыта (высота этажа примерно 3,5 м, длина пчелы примерно 2 см). В-четвертых, нужно задействовать информацию из другой науки географии (диаметр Земли равен примерно 13 тыс. км). Только в этом случае можно найти правильный ответ. (на всякий случай сообщаю: использование пчел некорректно, поскольку в том масштабе, в котором выполнен глобус, пчела соответствует 1–2 км).

В тестах PISA предлагалось прочесть не только отрывок из Льва Толстого, но и газетную статью, счет за телефон и расписание поездов – и ответить на вопросы по каждому. Вопросы PISA изобиловали картинками, таблицами и диаграммами. В наших учебниках они редчайшие гости, царица преподавания – теорема и формула.

«Как с помощью одной и той же статистики пацифисты могут доказать, что оборонные расходы растут, а военные – что падают (вопросы были на абсолютный и относительный прирост)?». На любых сюжетах, где нужно сформулировать и аргументировать свое мнение, сравнить две точки зрения, поспорить с тезисом, спотыкаются и дети и их наставники:

Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;

Российские учащиеся 15-летнего возраста по данной области занимают места среди 65 стран демонстрировать осведомленность; в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

"Существуют две гипотезы, предполагающие, от чего 65 миллионов лет назад вымерли динозавры: от столкновения с землей гигантского астероида или от извержения вулканов. Проанализируйте три факта и скажите, какую из теорий они подтверждают". 1.вблизи Мехико находится огромный кратер, образованный столкновением астероида с Землей; 2. в горных породах мелового периода обнаружено высокое содержание иридия – крайне редкого на Земле элемента, но часто встречающегося в астероидах; 3. в породах обнаружены слои сажи, образовавшиеся 65 миллионов лет назад". Трудное задание.

Чтобы подтвердить известную легенду об основателях Рима братьях Ромуле и Реме, вскормленных волчицей, в одном из заданий приводилась таблица с данными о составе молока женщины, коровы и волчицы. Проанализировав их, надо было высказать свою точку зрения - могла ли произойти эта история на самом деле. Забавное задание.

Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, о чем свидетельствуют международное исследование качества математического и естественнонаучного образования ТIMMS, российская система общего образования не способствует умения выходить за пределы учебных ситуаций не формируется функциональная грамотность развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, в связи с чем не формируется функциональная грамотность российских учащихся

«Наша педагогика – точное отражение нашего социального и политического бытия» координатор программы PISA в России, зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Галина КОВАЛЕВА.

«…Методология PISA предусматривает совсем другое – из жизненной ситуации с большим набором данных надо отобрать те, которые нужны для решения, и только потом решать задачу. Наших детей этому просто не учат. Российские задачки – тертая морковка, европейские – только почищенная…»