Основные векторы развития системы высшего образования РФ А.Б. Соболев директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ
Основные тренды Мониторинг системы ВПО Новые нормы закона об образовании Распределение КЦП Перспективные проекты Независимая оценка
Современная структура сети вузов России Господдержка Задачи Федеральные университеты, (МГУ, СПбГУ) Национальные исследовательские университеты Вузы, реализующие программы стратегического развития Иные вузы Реиндустриализация, лидерство в регионе Международная конкурентоспособность, лидерство в науке Региональное развитие, взаимодействие с ведущими работодателями регионов Эффективность и доступность качественного образования
Госпрограмма развития системы образования: перспективная структура системы высшего образования 5-15 ведущих исследовательских университетов c компактными кампусами и обеспечивающими международные стандарты для студентов и профессорско-преподавательского состава Вузы - отраслевые лидеры с сильным исследовательским ядром (сосредоточение в компактных кампусах) Вузы - отраслевые лидеры с сильным исследовательским ядром (сосредоточение в компактных кампусах) Многопрофильные инфраструктурные вузы, обеспечивающие потребности экономики регионов Вузы, обеспечивающие потребности граждан в общем (гуманитарном) высшем образовании со значительной долей обучающихся на платной основе Инфраструктурные вузы Вузы общего высшего образования Глобальные университеты (международный уровень) Отраслевые вузы – лидеры (национальный уровень) Отраслевые вузы – лидеры (национальный уровень) Вузы, обеспечивающие локальный рынок (региональный и муниципальный уровни)
Определение группы вузов- лидеров обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов развитие и поддержка сети ведущих университетов (МГУ, СПбГУ, федеральных и национальных исследовательских университетов), повышение эффективности реализации их программ развития Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования мониторинг эффективности деятельности государственных вузов разработка и реализация программы реорганизации неэффективных вузов и филиалов Формирование современной структуры сети вузов
Дорожная карта проекта 5/топ МЕРОПРИЯТИЯ Отбор 15 университетов для участия в мероприятиях плана Не менее 70 совместных образовательных программ Участие в программах академической мобильности не менее 25% студентов Проектирование и строительство кампусов Не менее 5 российских университетов в топ-100 международных рейтингов Не менее 15 российских университетов – в топ-300 международных рейтингов Не менее 35 российских университетов – в топ-500 международных рейтингов Доля иностранных студентов в ведущих университетах – 20% Привлечение на международном академическом рынке около 1600 исследователей и профессоров Рост публикационной активности преподавателей университетов- участников в 3 раза Кадровый резерв руководителей Международный рекрутинг Развитие международной академической мобильности в университетах Создание аспирантуры полного дня Стимулирование молодых преподавателей Развитие новых образовательных программ в университетах Развитие экспорта образования в университетах Развитие фундаментальных исследований Развитие академической кооперации с зарубежными вузами 2012 Развитие кооперации с предприятиями Аудит Продвижение университетов за рубежом* * Предоставление данных о вузах в международные рейтинги, включение научных журналов в международные базы публикаций и др. мероприятия
Организационная схема проведения мониторинга Формирование и утверждение перечня показателей Сбор и верификация первичных данных статистики Утверждение окончательных перечней вузов и филиалов на заседании МВК Анализ данных и подготовка предложений Показатели и критерии Перечень вузов и филиалов, имеющих признаки неэффективности Заседания рабочих групп 4 группы образовательных организаций: 1 – специфика деятельности 2 – оптимизация деятельности 3 – реорганизация 4 – несогласованные решения рабочих групп Представители отраслей Представители ГД РФ, Совета Федерации РФ 82 рабочие группы 7 рабочих дней два/три потока Более 400 человек 1- МОН, 2 – ФОИВы, 3 – регион, 4 – федеральный округ, 5 – союз ректоров new
Мониторинг-2012 (вузы): структура показателей Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение) Объем НИОКР в расчете на одного НПР Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент) Доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР Общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления 1. Образование 2. Наука 3. Международная деятельность 4. Финансово- экономическая деятельность 5. Инфраструктура Критерий отнесения вузов к группе риска – значение 4-х или 5-ти показателей ниже порогового Пороговые значения по каждому показателю – значение показателя вуза, делящего выборку вузов пополам (отдельно определяются по выборкам вузов Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов)
Общие подходы к формированию показателей мониторинга Базовые показатели вузы филиалы 1.средний балл ЕГЭ студентов… 2.объем НИОКР в расчете на одного НПР 3.удельный вес численности иностранных студентов… 4.доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР 5.общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента… 6.Показатель, характеризующий востребованность выпускников на рынке труда (на основе данных Минтруда России) 7.Приведенный контингент 8.Доля кандидатов и докторов наук в численности работников ППС… 9.Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС Вариативные показатели для вузов и филиалов: 1)физической культуры и спорта 2)сельского хозяйства 3)культуры и искусства 4)Транспорта 5)здравоохранения 6)силовых ведомств
Специально выделенные типы вузов, для которых могут иметь место вариативные показатели: творческие; медицинские; спортивные; сельскохозяйственные; транспорта; силовых ведомств Пример вариативных показателей для творческих вузов: 1. Образование 1.1. Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ, и результатов творческих испытаний на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение) Объем НИОКР и средств, направленных вузами на творческие проекты, в расчете на одного НПР 2. Наука Единое требование к показателям: возможность подтверждения из официальных источников Публичность информации Критерий отнесения вузов к группе риска – значение 4-х или 5-ти показателей ниже порогового Пороговые значения по каждому показателю – значение показателя вуза, делящего выборку вузов пополам (отдельно определяются по выборкам вузов Москвы, Санкт- Петербурга, других регионов)
Обсуждение предложенного подхода март Заседание РСР Обсуждение на площадке РСПП Заседание Общественного совета Заседание МВК
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные: сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; организация базовых кафедр в научных организациях и на предприятиях; аспирантура как уровень ВПО; независимая оценка.
1)Выделение объема КЦП, распределяемого на общефедеральном уровне и на уровне субъектов РФ Соотношение объемов КЦП, распределяемых на общефедеральном конкурсе и на конкурсах, проводимых на уровне субъектов РФ Объем КЦП, распределяемых на общефедеральном конкурсе Объем КЦП, распределяемых на конкурсах, проводимых на уровне субъектов РФ Бакалавриат и специалитет 30%70% Магистратура70%30% 2) Методика установления КЦП пропорционально показателю деятельности вуза: (потенциала вуза + потенциал реализуемых ООП + трудоустройство выпускников вуза)/3 14
Вузы России Минобрнауки России ЗАЯВКИ КЦП Учет мнения ФОИВ через подкомиссии Учет показателей деятельности филиалов 15
Подходы к формированию системы профессионально-общественной аккредитации
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года 599 п.4 Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.
Норма федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Общественная аккредитация (аккредитация вузов) Профессионально- общественная аккредитация (аккредитация ООП)
Признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Профессионально-общественная аккредитация профессиональной образовательной программы (далее - ПОА)
Современное развитие ПОА АЮР ОПОРА РОССИ АИОР АККОРК Аккредитует образовательные программы с 2011г. Аккредитовано более 50 ООП Аккредитует образовательные программы с 2011г. Аккредитовано более 50 ООП Аккредитует образовательные программы с 2002г. Аккредитует вузы и программы с 2005г. Аккредитовал более 130 вузов и 1500 ООП Аккредитует вузы с 2011г. Аккредитовано более 100 вузов
Базовые принципы ПОА Добровольность прохождения ПОА Государство не проводит ПОА. ПОА проводят профессиональные сообщества (АЮР, Ассоциация менеджеров и т.д.), работодатели или их объединения. Вузы не проводят ПОА (принцип независимости). ПОА проводится только на программном уровне Субъекты ПОА самостоятельно определяют технологию ее проведения Государство использует в своих процедурах результаты ПОА, представленные экспертными организациями, которые вошли в соответствующий государственный регистр экспертных организаций
Перспективные проекты Подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса. Использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Институциональная реформа педагогического образования.
ПРОГРАММА «Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в годах»
Цель и задачи Программы Цель: Обеспечение современного уровня подготовки и переподготовки кадров для организаций ОПК Задачи: 1.Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для организаций ОПК подготовка 18 тыс. человек по программам ВПО и ДПО и 8 тыс. человек по программам СПО 2.Переподготовка управленческих кадров для организаций ОПК переподготовка 700 руководителей и руководящих сотрудников организаций ОПК 3.Профессиональная ориентация школьников по направлениям ОПК повышение среднего бала ЕГЭ абитуриентов 2
Формирование и развитие системы электронного образования в России
Социальная значимость Электронное обучение сегодня обладает недостижимыми ранее для образования уровнями доступности и открытости – Работающие люди – Люди «третьего возраста» – Люди из удаленных регионов – Люди с ограниченными возможностями – Заключенные в учреждениях ФСИН Социальные слои
Международный опыт В мире насчитывается более 50 электронных университетов, численность обучаемых каждого из которых превышает человек Проект Coursera, стартовавший в 2012 году, предоставил бесплатный доступ более чем к 200 курсам по различным предметам от 33 ведущих университетов мира более чем 2,3 млн. людей из 196 стран В большинстве развитых и развивающихся стран (США, Европа, Корея, Австралия, ЮАР, Сингапур и др.) eLearning признано ключевой движущей силой в развитии других отраслей и стратегическим направлением в развитии национальной системы образования В профессиональном образовании eLearning обеспечивает: принцип непрерывного образования; повышение качества и доступности образовательных услуг; соответствие потребностям инновационной экономики.
Основные положения закона Образовательные организации вправе использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, при реализации образовательных программ различных уровней образования и направленности во всех формах получения образования и формах обучения Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся Образовательные организации должны сформировать электронную информационно-образовательную среду, которая электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств
Институциональная реформа системы педагогического образования
Распределение вузов по группам (без вузов Москвы и С.-Петербурга)
31 РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Приняло участие всего 502 вуза и 930 филиалов, из них 44 педагогических вуза и 37 филиалов 44 педагогических вуза 31 вуз с признаками неэффективности 1 группа группа группа филиалов педагогических вузов 29 филиалов с признаками неэффективности 1 группа группа - 83 группа - 21
32 Содержательно- технологическая перестройка НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перестройка сети образовательных учреждений Модернизация ФГОС Совершенствование образовательных программ и образовательных технологий Опережающее повышение квалификации Разработка программ развития образовательных учреждений, подлежащих оптимизации Реорганизация неэффективных образовательных учреждений
Спасибо за внимание 33