Ресурсы реализации инклюзивного образования в современной школе Светлана Михайловна Короткова, директор ГБОУ СОШНО 196
Равный доступ Специальные условия Учет индивидуальных особенностей Инклюзивное образование Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от
РесурсыРесурсы кадровыеметодическиематериальные
Готовность кадров* Профессиональная информационная готовность владение педагогическими технологиями знание основ психологии и коррекционной педагогики знание индивидуальных отличий детей готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Психологическая эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение) готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция) удовлетворенность собственной педагогической деятельностью. * С.В. Алехина и др. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Журнал «Психологическая наука и образование», 2011, 1.
Компетентность
8. Разработка комплектов развивающих заданий. 9. Разработка нового дидактического обеспечения для индивидуализации с медиа-поддержкой. 10. Разработка и описание экскурсионной программы с максимальной индивидуализацией участия детей. 11. Разработка, проведение и полное описание праздника, игровой программы с максимальной индивидуализацией. 12. Разработка учебных программ с полным описанием. 13. Разработка учебных модулей с полным обеспечением. 14. Темы самообразования в области управленческой деятельности воспитателя и учителя. 15. Описание проведенных открытых занятий с максимальной дифференциацией и/или индивидуализацией деятельности учащихся.
Контингент У детей «нормальных» и ребенка с особенностями – общие законы развития. Единая структура познавательной сферы и алгоритм её формирования у всех детей. Социальная среда не только условие, но источник формирования высших психических процессов. Практическая деятельность играет ведущую роль при формировании речи и мышления. Неправильные педагогические воздействия могут привести к появлению признаков социальной и/или школьной дезадаптации как у «нормального» ребенка так и у ребенка с первичным дефектом. В развитии ребенка сначала доминируют аффективные процессы над интеллектуальными, а на определенном этапе развития интеллект начинает доминировать над аффектом. Для участников коррекционного образовательного процесса добавляется еще выявление динамики изменений не только в проявлениях дефекта, но и положительной динамики в развитии. Но в коррекционном образовательном пространстве работа учителя в зоне ближайшего развития ребенка с опорой на учебную самостоятельность в его зоне актуального развития – единственно приемлемый способ построения учебной работы.
Специальные образовательные условия постоянный процесс изучения особенностей личности; построение системы взаимодействия с ребенком на основе учета его возможностей и потребностей; организация комплексной помощи обучающимся; определение статуса психологической службы школы как компонента образовательного процесса; комплексная психолого-педагогическая и психотерапевтическая работа с родителями; МАТРИЦА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальные образовательные условия Ведение мониторинга обучаемости, обученности, личного развития, рефлексивного поля обучающихся на протяжении учебного года и всех лет обучения в школе; Обязательное отслеживание результативности комплексной помощи и организация взаимодействия всех работающих с подростком на малых педсоветах, ПМПК, в совместном ведении диагностического паспорта и т.д. Организация обучения с максимальной индивидуализацией приемов, оптимальное сочетание индивидуальных и фронтальных форм учебной деятельности;
Специальные образовательные условия Обеспечение успешной учебной деятельности как основной психологической предпосылки формирования положительной направленности и социализации подростка, что требует наличия в структуре учебной деятельности: работы по развитию ОУУН; специальных приемов РО; специальных приемов мотивации; учета ЗУН на основе уровневой дифференциации; специально созданного дидактического материала.
Специальные образовательные условия внеклассная деятельность: Организация 2-х разового питания; Прогулка, отдых; Профилактическая помощь обучающимся Центром содействия укреплению здоровья Подготовка Д/з; Психологические занятия; Занятия в кружках ДО.
Ресурсы реализации инклюзивного образования в современной школе Светлана Михайловна Короткова, директор ГБОУ СОШНО 196