Потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности « Я постоянно исследую окружающий меня мир, стараясь определить насколько он соответствует моей безопасности» Поиск ситуаций свободы выбора Я «хочу все делать, пробовать САМ, без излишней опеки» Потребность в познании « Я хочу узнавать то, что мне надо» Потребность в понимании смысла жизни « Я понимаю, зачем я живу»
Потребность в контактах « Я страдаю от отсутствия контактов, мне нравится, когда меня ласкают и хвалят» Поиск ситуаций эмоционального насыщения « Я активно ищу общения с теми, кто даёт мне возможность чувствовать себя счастливо и радостно» Потребность в общении « Хочу общаться с теми, кого выбираю сам, меня интересует мнение лишь тех, кто выбран мною для общения» Потребность в нравственно-этических характеристиках, категориях « Я понимаю, что хорош о и что плохо, я хочу соответствовать «хорошему»»
Потребность в движении, в игре « Я страдаю от отсутствия движения и однообразия окружающего меня пространства, монотонности звука и цвета» Поиск ситуаций для выхода энергии « Я могу быть чрезмерно подвижным без оценки возможных негативных последствий» Потребность в самовыражении « Хочу показать окружающим, какой я, что могу, что знаю» Потребность в мотивации своих достижений « Я понимаю истинные причины моих побуждений, могу выстроить иерархию желаний и целей»
СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК СОЗНАЕТ СВОИ ДОСТОИНСТВА И СВОИ НЕДОСТАТКИ; СТРЕМИТСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ СМЫСЛ ПРОИСХОДЯЩЕГО И ОСОЗНАВАТЬ ЦЕЛИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ; АКТИВНО ПОЛЬЗУЕТСЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЙ, ПОНИМАЕТ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ И СТРЕМИТСЯ СООТВЕТСТВОВАТЬ «ХОРОШЕМУ»
СОЦИАЛЬНЫЙ АКТИВНО ИЩЕТ СПОСОБЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ( БЕЗ КРИТИКИ НРАВСТВЕННОСТИ ЭТИХ СПОСОБОВ); ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЗНАНИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, БЕЗ СТОЙКИХ ИНТЕРЕСОВ; СОЦИУМ ПОДБИРАЕТСЯ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ИЛИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
АКТИВНО ИЩЕТ СИТУАЦИИ, ПРИНОСЯЩИЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСЫЩЕНИЕ, СВОБОДУ ДЛЯ ВЫХОДА ЭНЕРГИИ; СТРЕМИТСЯ ВСЕ ДЕЛАТЬ «САМ» БЕЗ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНЫХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ БИО-СОЦИАЛЬНЫЙ, познавательный
ИЗБЕГАЕТ ОПАСНОСТЕЙ; ПОЛОЖИТЕЛЬНО РЕАГИРУЕТ НА ЛАСКУ И ПОХВАЛУ; ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПРИМИТИВНЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕФЛЕКСАХ – ПОТРОГАТЬ, ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС; АКТИВНО ИССЛЕДУЕТ ПРОСТРАНСТВО БАЗОВЫЙ, биологический, эмоциональный
УЧЕТ: если нам важно мотивировать ребенка на конкретную деятельность в настоящий момент, мы выбираем приемы мотивации из соответствующей его уровню группе Здесь прием мотивации работает как «инструмент» обеспечения успеха.
РАЗВИТИЕ: если же ребенок достаточно мотивирован на определенную деятельность, То можно применять приемы из более высоких уровней. Так приемы мотивации работают как «инструмент» расширения зоны ближайшего развития, т.е. уровня учебных возможностей (обучаемости) ребенка.
Поощрения и порицания Учебно-познавательные игры Создание ярких наглядно-образных представлений Создание ситуации успеха Стимулирующее оценивание Свободный выбор заданий Удовлетворение желания быть значимой личностью
Опора на жизненный опыт Учет вектора познавательных интересов Создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика Побуждение к поиску альтернативных решений Выполнение творческих заданий (по желанию) Предъявление заданий на смекалку «Мозговая атака»
Развитие гражданской позиции Поиск положительного идеала Создание ситуаций взаимопомощи Ситуации проявления эмпатии (сопереживания) Заинтересованность результатами общей работы Взаимопроверки Рецензирование
Предъявление учебных требований Информирование об обязательных результатах обучения Целеполагание на каждый вид деятельности на уроке Ситуация познавательных затруднений Самооценка своей деятельности и коррекция Прогнозирование своей будущей жизнедеятельности Формирование ответственного отношения
СД Наиболее эффективно работают приемы мотивации С Наиболее эффективны приемы БС Результативнее других будет группа приемов БАЗ Детей мотивируют эффективнее всего приемы