это система совместной деятельности учителя и ученика, гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных условий и способная не терять эффективность при переносе в другую педагогическую реальность.
Технология и методика Предмет методики – Методическая система Методическая система Цели Содержание Методы Формы Средства Приемы
Побудительные причины, побуждающие общество проектировать и использовать педагогические технологии: возможность проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя; обеспечение гарантированных результатов обучения; снижение негативных последствий работы малоквалифицированного учителя.
Три стадии развития технологического подхода Эмпирическая - Обобщение опыта успешных учителей на больших массивах учеников за длительное время: «я делаю так» Алгоритмическая - Проектирование детальных жестко детерминированных алгоритмов деятельности учителя и учеников: « Делай всегда так…» Стохастическая - проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников: «Если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то делай так…»
Сущностная характеристика образовательной технологии 1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел 2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в строгом соответствии с целевыми установками 3. Целевые установки имеют форму конкретного ожидаемого результата 4. Подготовка и реализация технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и школьников на договорной диалоговой основе 5. Поэтапность, пошаговость системы действий 6. Гарантированность достижения прогнозируемого результата 7. Органической частью технологии являются диагностические процедуры
1. Понятию «учебный модуль» в педагогике соответствует: А) Часть учебной программы, представленная в учебнике определенной главой Б) Любая большая тема в программе В) Часть учебной программы, имеющая законченную внутреннюю логику и определенные, четко диагностируемые цели
2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит под определение «педагогическая диагностика»: А) только тестовый контроль Б) только письменные работы учащихся В) Любая рефлексия учащихся, поддающаяся контролю и анализу
3. Чем принципиально отличается проектирование ТК при МТП от традиционного тематического планирования: А) последовательностью действий при проектировании технологической карты Б) структурой технологической карты В) наличием определенных элементов технологической карты
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: 1. Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела 1. Учитель открывает учебник, считает количество параграфов раздела. 2. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 3. Делит количество параграфов на количество часов. 4. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы, подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 1
Варианты последовательности действий учителя при традиционном планировании: Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 1. Определяет количество учебных часов на тему по государственной программе. 2. Выстраивает логику изучения темы, распределяет учебное содержание по учебным часам. 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы 3. Планирует поурочные цели, методы, приемы работы. 4. Подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты. 2
(Г) (Г) Целеполагание ученика на изучение темы (Л) (Л) Целеполагание на деятельность для учителя по обучению в рамках темы (О) (О) Отбор и структурирование содержания (О) (О) Составление вариантов зачетной работы (Н) (Н) План изучения темы по урокам (Х) (Х) Определение времени и места промежуточной диагностики (Е) (Е) Проектирование поурочных информационных карт для ученика (Т) (Т) Проектирование поурочных информационных карт для учителя
Последовательность действий учителя при использовании модульной технологии планирования: 1. Проектирует цели для учащихся, исходя из стандартов и особенностей контингента. 2. В соответствии в этими целями подбирает или составляет варианты окончательной диагностики. 3. Исходя из структуры окончательной диагностики проектирует свои цели – ТДЦ. 4. Отбирает и структурирует тот объем содержания, который обеспечит достижение целей ученика и учителя. 5. Выстраивает логику изучения темы, корректируя количество часов и определяя место и время промежуточной диагностики. 6. Поурочно планирует учебную деятельность детей (ИКУ для ученика), а свою деятельность планирует как руководство учебной деятельностью учащихся (ИКУ для учителя).
Информационная карта урока учителя (лицевая сторона) Модуль ( тема) Тема урока « _______________________________________________________» Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после изучения темы) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.) Предметные цели 2. Цели, отражающие развитие ОУУН 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели Опорные понятия, термины Новые понятия, термины Домашнее задание
Информационная карта урока учителя(на обороте) Этапы урокаДеятельность учащихся Дидактическое обеспечение 1.Организационный момент ( тема, содержание урока, план) Подведение итогов урока
Вариант технологической карты учебного модуля ТК учебного модуля «______________________» Цели для ученика (ЗУН) Цели для учителя 1. Предметные 2. Развивающие 3. Воспитательные Д Об, Кд1д2
Учебный модуль как информационный ресурс Варианты зачетных работ ИКУ 1 для учителя ИКУ 1 для ученика ТК модуля Дидактич. материалы к уроку 1 и т.д.
Индивидуальная программа развития общеучебных навыков ученика 10Б кл. Гр. Евгения задания по карте диагн ости- ки ОУУН Общеучебные навыки и умения, уровень которых сформирован недостаточно на сентябрь 2003 года В какой форме, какими заданиями необходимо развивать недостаточно сформированный навык 8Установление закономерностей, причинно- следственных связей Решать и составлять развивающие каноны, логические пропорции, логические цепочки Строить системы понятий и интеллектуальные карты по теме Алгоритм чтения графиков, описание закономерностей, выраженных графически 14Анализ аудиальной информации Решать как можно больше заданий, проговаривая основные выводы вслух. «Вы хотите сказать, что…» Анализировать вслух услышанное на уроках 16Тренировать кинестетический канал восприятия и переработки информации Объяснять понятие «глухонемому» Учить термины и понятия с помощью карточек (на одной стороне – понятие, на другом – определение) Складывать системы понятий из карточек Строить модели биологических структур из подручных материалов Определять на ощупь все качества природного объекта