Галеева Наталья Львовна, КБН, доцент каф. УЩ ФПК ППРО МПГУ
Качество образовательного процесса Качестворезультатов Качество условий и ресурсов Качество управления Компетентность учителя учителя
Симпозиум в Берне (27-30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы о реформах образования (Стобарт М) Советом Европы приняты определения пяти ключевых компетенций, должны быть оснащены молодые европейцы которыми «…должны быть оснащены молодые европейцы»: 1.Политические и социальные компетенции 1.Политические и социальные компетенции, такие как : способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
2.Компетенции, связанные с жизнью 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. 3.Компетенции, относящиеся к владению (mastery) 3. Компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность владение более чем одним языком приобретает владение более чем одним языком.
5.Способность учиться на протяжении жизни 5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. 4Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.
самостоятельной познавательной деятельности -компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; гражданско-общественной деятельности -компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); социально-трудовой деятельности -компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); бытовой сфере -компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); культурно-досуговой деятельностикомпетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, стр. 15.
1.Политические и социальные компетенции 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией 3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества информатизации общества. 5.Способность учиться 5. Способность учиться на протяжении жизни на протяжении жизни 1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности деятельности 2. Компетентность в сферегражданско-общественнойдеятельности 3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности 4. Компетентность бытовой сфере в бытовой сфере 5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности
проектирование компетенций Создание условий для реализации и развития компетенций
1. Предметно-методологическая компетентность Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по методологии преподавания предмета; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников Учитель использует материал педагогических публикаций время от времени – для подготовки докладов, для отчетов. Учитель эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук и ниже
2. Психолого-педагогическая компетентность Учитель знает теорию познавательной деятельности., может использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности ОП активно использует понятия, описывающие познавательную деятельность Учитель не имеет целостного представления о теории познавательных процессов. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины имеют нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем Учитель имеет значительные затруднения в системном подходе к оценке познавательных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно характеризовать особенности познавательной сферы ученика 5 и ниже
3. Компетентность в области валеологии образовательного процесса Учитель хорошо знаком с основами валеологии, умеет проектировать здоровьесберегающую образовательную среду на уроке, в кабинете, во внеурочной деятельности; постоянно повышает уровень данной компетенции Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях. Недостаточно владеет здоровьесберегающими технологиями в организации учебного процесса и внеклассной деятельности Учитель практически не владеет этими знаниями и умениями и ниже
Компетентность в сфере медиа-технологий 4. Компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса. Учитель имеет в активе разнообразные методы и приемы работы. Учитель целенаправленно использует задания развивающего и социализирующего характера Такие формы работы учитель Использует эпизодически. В основном учитель использует традиционные методики, не слишком заботясь об их разнообразии Учитель практически не использует социализирующих и развивающих технологий и приемов, предпочитая традиционные формы заданий и ниже
5. Коммуникативная компетентность. Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников. Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако, не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следуя принципу директивно-понимающего общения и ниже
6. Компетентность в области управления системой «учитель-ученик» Учитель владеет технологиями самоанализа. Умеет выделить и проанализировать, цели, результат и условия учебного процесса. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. Учитель, умеет ставить цели ученику, однако, конструируя собственное целеполагание испытывает затруднения. Может проанализировать свою деятельность и скорректировать цели, условия учебного процесса по предложенному алгоритму. Учитель практически не Использует принцип планирования от конечной цели, Самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса и ниже
7. Компетентность в сфере трансляции собственного опыта. Учитель способен самостоятельно транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах и т.д.). Учитель способен описать свой опыт. Однако, для его систематизации, структурирования, обобщения, выводов учителю требуется помощь. Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом и ниже
8. Исследовательская компетентность. Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования, под руководством научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР и сделать практические рекомендации Учитель может провести пилотный эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве. Учитель не может, или затрудняется, спланировать внедрение инноваций, Спрогнозировать результат такого внедрения и ниже
9. Акмеологическая компетентность Способен к постоянному профессиональному совершенствованию. Умеет самостоятельно выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста. Критически и конструктивно подходит к анализу собственной деятельности Учитель принимает участие в коллективных видах работы по повышению квалификации, но не проявляет активности. Учитель не может, или затрудняется, спланировать внедрение инноваций, Спрогнозировать результат такого внедрения и ниже
Самооценка профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя Иванова И.И. учителя Иванова И.И. 1.Я отлично ориентируюсь в современных публикациях по методологии преподавания предмета; слежу за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников Я практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук
Мониторинг уровня профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя _____________________ Характеристики, определяющие успешность учителя 2005, апр2006, апр Само- оценка Эксперт- ная оценка Само- оценка Эксперт- ная оценка 1. Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета 66
Примерные направления и виды деятельности учителя по повышению уровня собственных компетенций и дидактическому оснащению учебного процесса. «западающей» характеристики Примерные направления и виды деятельности учителя по самосовершенствованию 1.Прикрепление к учителю – наставнику Курсы на ФПК по предмету Годовая тема самообразования, посвященная современной методологии предмета, выступление на м/о, НМС, педсоветах Организация и ведение кружка по предмету Открытые уроки, подготовленные с наставником
Самооценка профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя _____________________ учителя _____________________ 1.Я отлично ориентируюсь в современных публикациях по методологии преподавания предмета; слежу за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников Я практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук
Мониторинг профессиональных компетенций и организационных ресурсов учителя _____________________ Характеристики, определяющие успешность учителя 2005, апр2006, апр Само- оценка Эксперт- ная оценка Само- оценка Эксперт - ная оценка 1. Знания в области преподаваемого предмета: ориентация в современных исследованиях по предмету; методология преподавания предмета 6687
K LM N Мониторинг уровня учителей школы профессиональных компетенций (графическое представление) учителей школы