Интонация сложного предложения. Урок русского языка в 5 классе. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Светлый Автор – Судакова С.Р.
Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания? 1. Зима / заканчивалась. 1.–предупредительная интонация с некоторым понижением голоса к концу предложения. 2. Зима заканчивалась, / однако снега по-прежнему выпадало много. 2. – интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2.,
Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Рубцова. Страница 32. Как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение и понижение тона.
Прочитайте ответы на странице 33.
Запишите под диктовку, расставьте недостающие знаки препинания. Дедушка - Дедушка голубчик сделай мне свисток. - Дедушка найди мне беленький грибок. - Ты хотел мне нынче сказку рассказать. - Посулил ты белку дедушка поймать. - Ладно, ладно детки дайте только срок, будет вам и белка будет и свисток! А. Плещеев
Проверка. Дедушка. - Дедушка, голубчик, сделай мне свисток. - Дедушка, найди мне беленький грибок. - Ты хотел мне нынче сказку рассказать. - Посулил ты белку, дедушка, поймать. - Ладно, ладно, детки, дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток! А. Плещеев
Выполните упражнение 56.
Контрольные вопросы. С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения? Обладает ли каждая из частей интонацией конца предложения или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения? В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких – одновременно с союзом?
Домашнее задание. §10, упр. 58.
Электронные ресурсы. festival.1september.ru/articles/415884/