Система эффективной подготовки специалистов через партнерство учреждений образования с работодателем
опыт работы: стаж, опыт занимаемой должности, обучение, переобучение; квалификация: требования к квалификации работника; особые требования: наличие компьютера, машины, телефона; специальные знания: умение работать на компьютере, знание иностранных языков, знаний бухгалтерской отчётности, особая специализация; конкурсный отбор: условия конкурса, резюме;
1.Определение требований, предъявляемых к качеству специалистов потребителями образовательных услуг. 2. Построение модели специалиста, основанной на формировании компетенций как результата образования и учитывающей требования работодателей. 3. Внедрение государственного образовательного стандарта (ГОС) третьего поколения, в котором отражена дифференциация знаний, навыков и умений, при этом сформулированные требования к выпускнику даются не в дисциплинах, а в составе компетенций. Разработка на основе ГОС образовательной программы и главного ее элемента – учебного плана по профессии (специальности) – по принципу выделения модулей знаний, необходимых для формирования (развития) заложенных в модели компетенций. 4. Планирование и обеспечение образовательного процесса необходимыми ресурсами. 6. Разработка диагностичной системы оценки усвоенных знаний обучающимися, которая должна быть многокритериальной и учитывать: уровень знаний, устойчивость знаний, системность, воспроизводимость, полноту, структуру, объем и пр., а также оценки уровня сформированности компетенций (определение дифференциальных и интегральных, единичных и комплексных показателей). 7. Анализ полученных результатов и внесение корректировок в образовательный процесс с целью повышения уверенности в обеспечении качества конечного результата – заданного в модели уровня компетентности выпускников.
Алгоритм учета и перевода требований работодателей в учебные программы
Что это даст? Повышение компетентности преподавателей Повышение качества подготовки специалистов Повышение конкурентоспособности выпускника Повышение имиджа учебного заведения Развитие взаимодействия с работодателями Увеличение количества абитуриентов
Анкета (фрагмент) Собственные возможности человека (органы чувств, движение, речи) Ручные (инструменты, приборы) Механизированные Автоматизированные Занимаемая должность опрашиваемого ____________________________ Название профессии ____________________________________________ 1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1Какие средства труда должен знать и уметь использовать специалист? 1.2Какими трудовыми операциями должен владеть специалист данной профессии? 1.3Какие обязанности возлагаются на специалиста данной профессии? 1.4Что определяет качество работы специалиста? 1.5 Какие ошибки должен знать и уметь избегать специалист данной профессии? 1.6 Какими дополнительными умениями должен обладать специалист данной профессии?
Структура компетентностной модели
Модель сквозного формирования компетенций на протяжении всего процесса обучения
Уровень обученности Признак уровняОценка Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценивание Специалист владеет основной информацией. Специалист понимает и может объяснить информацию. Специалист может применять информацию в разных ситуациях и разных контекстах. Специалист может разбирать на составляющие информацию. Специалист может создавать новые варианты. Специалист может оценивать глубину проникновения, владения информацией Степень эмоционального усвоения Признак степениОценка Восприятие Отклик Ценности Специалист может кратко обобщить основные моменты занятия. Специалист чувствует себя удобно и работает с полной отдачей. Специалист верит, что изученный материал полезен и поможет в решении проблем
В апреле 2008 года стартовал проект «Разработка и реализация системы эффективной подготовки специалистов через партнерство учреждений профессионального образования с работодателями г.о.Тольятти»
Снижение социальной напряженности, возникающей вследствие массовых увольнений в условиях кризиса 2. Оптимизация занятости на рынке труда за счет опережающей подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, которые попадают под сокращение, безработных граждан 3. Формирование и управление качеством трудовых ресурсов на рынке труда