РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ Ы РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации
Структура программы : I. Введение II. Цели, планируемые результаты III. Условия и механизмы развития УУД IV. Основы смыслового чтения и работы текстом V. Формирование ИКТ – компетентности обучающихся VI. Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности VII. Оценка УУД 2
Раздел I. Введение Актуальность реализации программы. Описание места и роли программы в реализации требований стандарта. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий. Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков. 3
Актуальность Требования новой парадигмы образования Востребованность в документе, описывающем номенклатуру УУД, систему работы школы, ориентированной на формирование УУД. Источники : - Фундаментальное ядро содержания общего образования - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли. - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4
Запросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала образования Сохранение единства образовательного пространства, преемственность образования У спешная социализация учащихся Универсализация содержания образования Актуальность программы развития УУД
Описание места и роли программы в реализации требований Стандарта Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно – воспитательных программ и служит основой для разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. 6
Понятие УУД В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает « умение учиться », т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин « универсальные учебные действия » можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 7
достижение « умения учиться » предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают : познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка ).
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий Понятие, функции УУД описаны в Фундаментальном ядре содержания общего образования Состав и характеристики описаны в пособии « Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли » 9
Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сфер подростка. Источники : Примерная программа ООО Пособие « Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли » 10
Цель взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию УУД в основной школе Примеры формулировки цели : 1, 2, 3,123 Задачи конкретизируют цель, отражают основные направления деятельности школы по формированию УУД : организация деятельности по развитию УУД в урочной и внеурочной деятельности, формированию проектно - исследовательской компетенции, ИКТ – компетенции учащихся, читательской компетенции, организация методической подготовки педагогов по вопросам формирования УУД. Примеры формулировки задач : 11 Планируемые результаты. 11 Раздел II. Цель, задачи, планируемые результаты
Примерная ООП ООО Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования. 12
Цель программы : Создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного процесса, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся. 13
ОС «Школа 2100» Цель программы формирования универсальных учебных действий – обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Задачи: 1) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы; 2) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования; 3) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях; 4) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий; 5) формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности; 6) формирование ИКТ-компетентности учащихся.
Цель программы : обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Задачи программы : установить ценностные ориентиры начального образования ; определить состав и характеристику универсальных учебных действий ; выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Цель программы формирования УУД : способствовать реализации развивающего потенциала обучающихся, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
ОС « Школа 2000» Основной целью реализации программы формирования УУД является достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
Задачи программы : 1. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предметных дисциплин. 2. Формирование УУД во внеурочной деятельности. 3. Организация проектно - исследовательской деятельности, как приоритетного направления работы школы в развитии УУД. 4. Организация деятельности по развитию ИКТ – компетентности учащихся. 5. Создание условий для формирования основ смыслового чтения. 18
Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий Основные этапы формирования УУД Технологии, условия и средства развития УУД : 19 Раздел III. Условия и механизмы развития УУД Механизмы достижения Описание механизмовФормируемые УУД СОТ Коммуникативные : Регулятивные : Познавательные : Методы Коммуникативные : Регулятивные : Познавательные : Условия Коммуникативные : Регулятивные : Познавательные : … Коммуникативные : Регулятивные : Познавательные :
Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий Общая характеристика 20
Основные этапы формирования УУД ОС «Школа 2000» для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов: 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД; 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция; 4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Битянова М. Р., кандидатом психологических наук, специалистом Центра психологического сопровождения образования « ТОЧКА ПСИ »: 1 этап – « Представление » 2 этап – « Способ » 3 этап – « УУД » © Куединский РМЦ,
Технологии, условия и средства развития УУД в основной школе Педагогические технологии : Технология развития критического мышления через чтение и письмо Технология проектной деятельности учащихся Метод исследования ИКТ - технологии Проблемное обучение Технология дискуссий Технологии групповой работы Учебные ситуации Типовые задачи … 23
24 Раздел IV. Основы смыслового чтения и работы текстом Раздел V. Формирование ИКТ – компетентности учащихся Раздел VI. Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности
Объекты оценки Критерии оценки Диагностика сформированности УУД ( инструментарий, периодичность и т. д.) 25 Раздел VII. Система оценивания