Формирующее оценивание Л.М. Собянина, методист КУединского РМЦ
Новая система оценивания Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания являются ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно; Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Формирующее оценивание - это оценивание, которое нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Ключевые условия улучшения результатов обучения через оценивание «Осуществляя формирующее оценивание» (Дилан Уильям, 2011) обеспечение объективной обратной связи от преподавателя к ученикам; активное включение учеников в процесс собственного учения; учет в преподавании результатов, полученных при оценивании; осознание того, насколько сильно от оценивания зависят мотивация и самооценка учеников, которые существенным образом влияют на обучение; способность учеников оценивать свои результаты и понимание, как их улучшить.
Принципы формирующего оценивания Оценивание должно: 1.фокусироваться на учебной деятельности ученика. 2.занимать центральное место в учебном процессе, происходящем в классе; 3.позиционироваться как ключевое профессиональное умение педагога;
Действия учителя при формирующем оценивании переводит учебные цели в измеряемые результаты, определяет необходимый уровень достижений, отбирает необходимое содержание и техники оценивания, проводит обучение, организует оценивание и устанавливает, достигнуты ли измеряемые учебные результаты;
Принципы формирующего оценивания Оценивание должно: 1. поддерживать ориентацию на учебные цели и общее понимание критериев, по которым оценивается их достижение; 1. обеспечивать учеников конструктивными рекомендациями о том, как достичь улучшения результатов; 3. развивать у учеников способность к самооцениванию, чтобы они овладели рефлексией и самоорганизацией.
Как вовлечь ученика в процесс оценивания? Стратегии оценивания: Вопросы Наблюдение Дискуссия Анализ Проверка понимания Рефлексия процесса учения
Как включить оценивание для обучения в свое преподавание и учебную деятельность ученика? Алгоритм оценивания состоит из 4 шагов: 1.Показать, что получилось хорошо. Учитель находит 3 наиболее удачных места в работе, которые соотносятся с учебными целями, подчеркивает их, выделяет цветом, берет в рамку. 2. Указать, что нуждается в исправлении (улучшении). Учитель, используя специальные символы (стрелку, галочку), отмечает место в работе, которые необходимо исправить.
3. Дать рекомендации о необходимых исправлениях Учитель пишет, что нужно сделать для исправления и улучшения работы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата. Способы, связанные с определенной областью исправлений: Напоминание (ученику напоминают установленные учебные цели); Пример (ученику приводят пример того, что необходимо сделать); Демонстрация (ученику предлагают конкретные выражения, слова, формулы, способы записи, которые надо копировать). 4. Дети вносят исправления.
Критериальное самооценивание делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя; позволяет ученику точно оценить границы своего незнания; обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.