Урок в аспекте федерального государственного образовательного стандарта Семинар-практикум для учителей начальной школы
Деятельностный подход «Прочитай, запомни, перескажи» «Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай свое мнение, анализируй полученный результат»
«Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося» А. Дистервег
Обновление урока Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. Комплексный подход к планированию результатов урока. Обновление форм организации учебных занятий. Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные. Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. Систематическое использование технологий.
Формулировки и решения на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. Усвоение = понимание + запоминание правильное воспроизведение. Овладение = усвоение + применение знаний и УУД в условиях решения учебных задач.
Основные дидактические (обучающие) задачи урока Средства достижения Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей Методы и приемы предъявления нового материала школьникам. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д. Формы организации учебной деятельности.
Формирование умений (навыков) применения теоретических положений (закономерностей, понятий, правил…) в условиях решения учебных задач (овладение=усвоение+приме нение ЗУНов в условиях решения учебных задач) Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач, со стороны учителя и одноклассников Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источниками информации, организационная деятельность) Приемы обучения учащихся работе с источниками информации (пиктограммы, оглавление, словари учебников, хрестоматии, Интернет). Формы организации учебной деятельности (фронтальная, парная, групповая). Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)
Формирование УУД в условиях решения практических задач (овладение=усвоение УУД+применение ЗУНов по предмету в условиях решения практических задач) Приемы использования средств конкретного предмета в целях изучения окружающего мира Повторение (обобщение или систематизация) знаний, умений, навыков, УУД Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, несколько глав). Методы повторения (обобщение, системаитзация) Контроль за степенью усвоения и овладения ЗУНов, УУД Уровневые КИМы
Комплексный подход к планированию результатов урока Формулировки воспитательных целей для учителя: вызвать заинтересованность в… пробудить любознательность…; возбудить готовность решать задачи самостоятельно; побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в....
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: - при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; - продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; -осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; -использовать на этапе актуализации инновационные технологии; - использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; -применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; -проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Обновление форм организации учебных занятий Урок в библиотеке, в Интернет-клубе, компьютерном классе, в предметном кабинете школы Учебные экскурсии в музеи, по историческим местам Учебный поход в лес, поле, парк, ферму Лабораторный практикум Урок решения практических задач
Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные Фронтальная форма обучения Рассказ, проблемное изложение. Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми, формулировка вопросов, требующих развернутых ответов
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски). Использование дидактического и раздаточного материала.
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) Коллективная форма организации обучения Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальной сообщений новой для класса информации (доклад…) Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса
Технология деятельностного методаПроблемно-исследовательский метод 1.Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. 3.Выявление места и причин затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5.Реализация проекта. 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 8.Включение в систему знаний и повторения. 9.Рефлексия. 1.Мотивация или создание проблемной ситуации. 2.Исследование. 3.Обмен информацией. 4.Организация информации. 5.Связывание информации. 6.Подведение итогов, рефлексия. 7.Применений
Рефлексия Мои уроки в полной мере соответствуют современным требованиям, т.к. я - применяю … - использую… - организую… Я понимаю, что мои уроки обновлены частично, т.к. … Мои уроки в большей степени можно считать традиционными, т.к. …