Мотивация на уроке в начальной школе Семинар для учителей начальной школы Собянина Л.М., методист КРМЦ
Структура учебной деятельности мотив, цель (задача), действия (операции), контроль, оценка Аспекты компетентностного урока Мотивационно – целеполагающий аспект Деятельностный аспект Содержательный аспект Оценочно- рефлексивный аспект Психологический аспект
Мотив – побуждение, движущая сила, намерение как волевой акт, состояние человека, заставляющее его действовать. Мотив побуждает человека стремиться к цели, выполнять ту или иную деятельность.
Потребность в психологии: испытываемая человеком нужда в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности.
Потребность Предмет мотив деятельность
Абрахам Маслоу видный американский психолог, основатель гуманистической психологии
Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу
Познавательная потребность Социальный опыт знания мотив знание учение
мотив внешнийвнутренний Учение – средство для достижения других целей Есть познавательная потребность Знания – цель учения Нет познавательной потребности
мотивы Учебно-познавательные сущность Содержание занимательность фактов Процесс учения Возможность выполнять действия возможность творческого поиска
Для повышения мотивации учащихся учитель использует: создание у учащихся ощущения продвижения вперед (переживание успеха): подбирает соответствующую сложность заданий; заслуженно оценивает результаты деятельности все возможности материала, чтобы заинтересовать учащихся: активизирует самостоятельность мышления учащихся взаимовыгодное сотрудничество учащихся на уроке свою собственную заинтересованность в успехах учащихся мотивацию каждого ученика, опираясь на его достигнутые успехи: изучает индивидуальные особенности каждого ученика; некоторых постоянно поощряет, направляет, контролирует.
Учитель развивает мотивацию достижения систематически интересуется отношением учащихся к процессу и результату их деятельности. обсуждает достижения и промахи ученика, спрашивая: «Ты удовлетворен результатом?», не высказывая при этом оценочных суждений «Ты хорошо справился с заданием». ставит ученика в ситуацию выбора цели: по уровню сложности задания; по способу достижения цели. направляет учащихся на выбор реалистичных целей, исходя из их индивидуальных способностей. помогает ученикам видеть связь между их усилиями и результатом труда: просит ученика рассказать, что вызвало трудности и как он с ними справился; обсуждает не только неудачи, но и успехи ученика; создает ситуацию успеха достижения: дает чаще такие задания, при выполнении которых ученик добьется успеха.
Подача учебного материала. Логичность изложения. Новизна учебного материала и характер познавательной деятельности. Практическое значение материала. Противоречия. Оценивание результатов конкретной деятельности
Укрепление внутренней позиции ученика Укрепление внутренней позиции ученика : Создание ситуации выбора; Обучение целеполаганию; Укрепление самооценки; Упорство в достижении целей
Формирование мотивации на отдельных этапах урока 1 этап. «Вызов» исходной мотивации. побуждение к новой деятельности. подчеркивание предыдущих достижений. акцентирование предстоящей деятельности. заинтересованность.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока 2 этап. Усиление и подержание возникновения мотивации. интерес к разным способам решения задачи. поддержание разных уровней достижения учащихся. подключение учащихся к самоконтролю.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока 3 этап. Завершение урока. подчеркнуть личный опыт ученика. подкрепить ситуацию успеха. дифференцированно оценить труд. возможность самооценки.
Приемы целеполагания Тема-вопрос Работа над понятием Подводящий диалог Ситуация Яркого пятна Группировка Исключение Домысливание Проблемная ситуация Проблема предыдущего урока
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.