Знакомство с IDE Pascal
Этапы решения задачи на компьютере : 1. Постановка реальной задачи и ее содержательный анализ 2. Создание модели ( формализация задачи ) 3. Разработка алгоритма задачи 4. Составление и реализация программы на компьютере 5. Тестирование и отладка программы 6. Анализ и интерпретация результатов
Составление и реализация программы на компьютере Программа – это запись алгоритма на языке программирования. Язык программирования позволяет писать программы в виде, понятном ( относительно ) человеку, но не понятном компьютеру. Компилятор специальная программа, переводящая программу из текстового вида в исполняемый файл. Программа на языке Паскаль (исходный текстовый файл, его понимает человек, но не «понимает» компьютер) Компилятор с языка Паскаль Исполняемый EXE- файл (двоичный код), его «понимает» компьютер, но не понимает человек
IDE (Integrated Development Environment) - интегрированная среда разработки IDE – это программа, объединяющая в себе редактор, компилятор, отладчик и справочную систему по языку. Интерфейс – это механизм слаженного взаимодействия систем. Консольный интерфейс - разновидность текстового интерфейса между человеком и компьютером, в котором инструкции компьютеру даются в основном путём ввода с клавиатуры текстовых строк ( команд ).
Типы IDE Pascal Borland Pascal – первая IDE такого рода, разработанная фирмой Borland. Delphi – визуальное программирование на базе языка Pascal. Free Pascal – свободно распространяемая IDE.
Интерфейс IDE Turbo Pascal Ярлык программы Окно программы Строка состояния Строка заголовка Главное меню Рабочее поле
Первая программа 1. Постановка задачи – программа должна вывести приветствие. 2. Создание файла – Файл - Новый Имя программы Закрытие окна программы
3. Первое сохранение файла – Файл - Сохранить. В имени файла до 8 букв, начинается с буквы, только латинские буквы ! 4. Наполнение файла : Напечатайте в окне два слова : begin {Enter} { пустая строка, Enter } end. 5. Это ключевые слова, указывающие компилятору начало и конец действия, в данном случае программы. Каждое begin предполагает наличие end. Эти слова можно использовать только по назначению. 6. Завершение текста программы Точка после END завершает программу. 7. Сохраните созданный файл еще раз.
7. Компиляция файла – Компиляция - Компилировать. Если нет ошибок, то появится окно успешной компиляции. Нажатие любой клавиши закроет это окно.
8. Запуск программы – Пуск - Запустить. 9. Процедура печати – напечатать в пустой строке между begin и end строчку : writeln( Привет !) 10. Writeln – это сокращение от двух слов : Write ( записывать ) и Line ( строка ). Это слово является именем процедуры. Процедура определяет выполняемые программой действия. 11. В круглых скобках записываются параметры процедуры. В данном случае это строковая константа – любая последовательность из не более чем 255 символов, заключенная в апострофы. Переключе - ние языка – правый CTRL
Примеры строковых констант ДопустимыеНедопустимые До свидания ! IDE Pascal 2+2= Нет первого апострофа нет последнего апострофа Апостроф внутри строки Совсем нет апострофов
12. Сделайте компиляцию обновленной программы. 13. Просмотр результата работы программы. Запустите программу еще раз. Дайте команду Отладка - Экран пользователя. Найдите на экране результат выполнения программы. Возврат в окно программы - нажатие на любую клавишу. Справоч - ная / служеб - ная информа - ция
Итоги Создание программы начинается с подготовки текстового файла. Программа на Паскале должна содержать, по меньшей мере, одну пару ключевых слов Begin – End с точкой в конце. Между этими ключевыми словами помещаются операторы, выполняющие нужные действия. Для вывода информации на экран служит процедура Writeln с параметром внутри круглых скобок. Параметром процедуры может быть строковая константа. Строковая константа – это последовательность символов, заключенная в апострофы. Константа должна содержать не более 255 символов. Для создания исполняемого файла необходимо вызвать компилятор. Если программа не содержит синтаксических ошибок, компилятор создаст исполняемый файл и сообщит об успешной компиляции, а иначе доложит об ошибке. Для просмотра выводимых на экран результатов дается команда Отладка - Экран пользователя, а для восстановления IDE – любая клавиша.
Задания 1. Найдите ошибки в программе : Begn Writeln( Прыветик !) end 2. Будет ли работать следующая программа : Begin writeln(begin end.) end. 3. Напишите программу, которая в одной строке выводит приветствие, а в другой Ваше имя.