Становление духовно- нравственной сферы ребёнка в процессе музыкально- художественной деятельности Балагурова С.В., руководитель ММО музыкальных руководителей, старший воспитатель ГДДВ СОШ 10
- целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. (энциклопедический словарь) Духовно-нравственное воспитание
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним). Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту). Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов). Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ). Принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Одной из главных задач Стандарта является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. ФГОС дошкольного образования
должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие. Содержание Программы (ФГОС)
предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Художественно-эстетическое развитие
это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры В младенческом возрасте
это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность В раннем возрасте
это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Для детей дошкольного возраста
К началу дошкольного возраста (к 3 годам) ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства Целевые ориентиры (ФГОС)
К завершению дошкольного образования (к 7 годам): ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Целевые ориентиры (ФГОС)
ЗНАНИЯ УМЕНИЯ Ключевые компетенции НАВЫКИ Целевые ориентиры (ФГОС)
форма организации совместной образовательной деятельности для систематизации знаний, умений, навыков обучающихся, применять их в практической деятельности и т.о. сформировать ключевые компетенции. Образовательное событие
усвоение знаний через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности воспитанников, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс учреждения. Цель образовательных событий
1 этап – определение тематики образовательных событий 2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки 3 этап – подготовка к образовательному событию (Восприятие – осмысление – запоминание – применение- обобщение – систематизация) 4 этап – проведение образовательного события 5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии Этапы образовательного события
темаОбра зоват ельна я облас ть Разде лы прогр аммы Виды деятельности Программное содержаниере пе рту ар Н.О.Д.СПДС.Д.Р.Р.* Восприятие Пение Муз. ритм.дв. Игра на д.м.и. Модель планирования образовательного события
журнал «Музыкальный руководитель» журнал «Колокольчик» журнал «Музыкальная палитра» Электронные ресурсы для музыкальных руководителей детского сада