« З д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и й п о д х о д в о б у ч е н и и м а т е м а т и к е ». Учитель математики МКОУ « Большетерновская средняя общеобразовательная школа » Коновалова Марина Петровна
Тревожная статистика Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы встречаются тревожные цифры о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о « школьных формах патологии». «…Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них врачи фиксируют отклонения. В России лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. За время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно- двигательного аппарата – в 1,5-2 раза, с нервными заболеваниями – в 2 раза…»
ЗДОРОВЫЙ УЧЕНИК Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане он – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; а) в физическом плане он – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане он – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение; б) в интеллектуальном плане он – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение; в) в нравственном плане – честен, самокритичен; в) в нравственном плане – честен, самокритичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Цели и задачи: Внедряя элементы здоровьесберегающей технологии в учебный процесс, я поставила перед собой следующие цели: создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода в работе с учащимися; создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально- психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей; анализ, обобщение опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики и во внеурочное время. и задачи: формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни. предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Методы, формы и приемы, используемые на уроке. 1. Проверка обстановки и гигиенических условий в классе на соответствие нормам (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, маркировка мебели). 1. Проверка обстановки и гигиенических условий в классе на соответствие нормам (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, маркировка мебели). 2. Разнообразие видов учебной деятельности (4-7) (опрос учащихся, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т. д). 2. Разнообразие видов учебной деятельности (4-7) (опрос учащихся, чтение, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и т. д). 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 4. Виды преподавания и их чередование (словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д. ). 4. Виды преподавания и их чередование (словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д. ). 5. На й минуте урока присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. 5. На й минуте урока присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. 6. В урок включаю задачи, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 6. В урок включаю задачи, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 7. Наличие мотивации учебной деятельности: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. 7. Наличие мотивации учебной деятельности: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. 8. Эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, небольшое стихотворение. 8. Эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, небольшое стихотворение.
Профилактика стрессов Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Задачи на здоровьесберегающую тематику. Задачи, содержащие сведения о здоровье, призваны заинтересовать учащихся вопросами здорового образа жизни. Поэтому включаю в урок задачи, которые непосредственно связаны с понятиями знание своего тела, гигиена тела, правильное питание, здоровый образ жизни, безопасное поведение на дорогах. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики узнают много новых фактов, могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений предлагаю рассмотреть такую задачу: В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32? В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?
Задачи на здоровьесберегающую тематику. А вот, например, вред курения показываю, решая следующую задачу: Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Минус - 6 минут
Физкультминутки Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию переутомления и повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки. Провожу их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание.
Часто предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так например, при проведении устного счета предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают руки вытянуты вперед; - учитель задает вопрос ученику; если ответ - правильный, ребята поднимают руки вверх, если неправильный – руки опускают вниз.
хромотерапия В своей практике использую элементы хромотерапии – лечение цветом. С этой целью на уроке использую карточки, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: Синий цвет снимает головную боль, Синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет использую для коррекции зрения. зеленый цвет использую для коррекции зрения.
Заключение Моя цель как учителя состоит в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества, само реализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды. Моя цель как учителя состоит в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества, само реализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.
Заключение Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером. Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером.
Библиографический список 1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя). 3. СанПин, Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения, Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, –272 с. 6. Москаленко М. Н. Здоровье сберегающие технологии на уроках математики, 2005
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.