И ГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ. 2011год
С ОДЕРЖАНИЕ : 1. Понятие "дидактическая игра" Понятие "дидактическая игра" Основные принципы игровой деятельности Основные принципы игровой деятельности Функции игровой деятельности Концептуальные основы игровой технологии Классификация игр по характеру и типу деятельности Настольные игры Структура игровой технологии Структура игровой технологии Основные компоненты игровой технологии Деловая игра Технологическая схема творческой игры Классификация игр по решению педагогических задач Преимущества игрового метода Преимущества игрового метода Литература Литература
Игра-один из видов активной деятельности, способствующий приобретению знаний, развитию различных качеств личности, овладению опытом общения и социального поведения
О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ наглядность; соответствие целям и содержанию; доступность; систематичность использования и поэтапного усложнения; разнообразие игровой деятельности; преемственность от класса к классу,а также классной и внеурочной работы; постоянное обогащение арсенала игр; рациональное сочетание средств и методов в методическом обеспечении игры; развитие общения,сотрудничества и обеспечение эмоционального климата; активное включение учащихся в разработку сценариев, в организацию и проведение игр; учет возрастных особенностей учащихся.
Ф УНКЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ воспитательная развивающая методическаяпсихо- терапевтическая снятие стресса проф- ориентация
К ОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Потребность личности в самовыражении, самоутверждении и самоконтроле; развитие творческих способностей и учебных умений; профессиональная ориентация на будующую практическую деятельность; изучение учебного материала с разных позиций.
К ЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ХАРАКТЕРУ И ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ настольные комбинированные творческие
Н АСТОЛЬНЫЕ ТРЕНИНГОВЫЕ ИГРЫ Ребусы; Кроссворды; Логические цепочки; Найти ошибку; Найти пару; Узнай объект; Лабиринты; Лото; Пирамиды и т.д. Соревновательные: на закрепление материала; проверка домашнего задания; обобщение материала; контролирующие
Т ВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ Организационно- деятельные (ролевые, сюжетно- ролевые) Познавательно- дидактические (урок-конференция, урок-путешествие, детективное бюро) Профориентационные (имитационные, проекционные, деловые) Театрализованные (в том числе-сказка, урок-ярмарка)
К ОМБИНИРОВАННЫЕ ИГРЫ ( ИГРЫ - СОСТЯЗАНИЯ ) Викторины; «Что? Где? Когда?»; «Звездный час»; «Поле чудес»; КВН; «Морской бой»; «Умники и умницы»;
С ТРУКТУРА ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ Цель и модель игрового обучения Цель и модель игрового обучения Результат Сценарий, правила и пакет дидактического обеспечения Поэтапность игровой деятельности; организация деятельности; управление
О СНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ Дидактическая игровая цель; игровые ситуации; предметное игровое содержание; игровые правила; сценарий игры; игровая деятельность учащихся; организация деятельности учащихся; пакет дидактичеких материалов; пакет оценивания результатов игры(критерии и показатели оценки).
Д ЕЛОВАЯ ИГРА МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЁМ ПОИСКА НОВЫХ СПОСОБОВ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ. Д АННЫЙ ПРОЦЕСС ОТРАЖАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ( РОЛЕВОЙ, ДЕЛОВОЙ ) ЭтапРазработка игрыСредства обеспечения ПодготовкаВведение и вводОпределение цели и задачи игры; Разработка сценария и плана; Общее описание игры; Содержание инструктажа; Подготовка материального обеспечения Постановка проблемы;определение условий; Инструктаж,регламент,правила,распределениее ролей,формирование групп,консультации Проведение Групповая работа над заданием Межгрупповая дискуссия Обсуждение задания в группеи условий игры; Работа с литературой; Консультации,выполнение ролей; Организация коллективной мыследеятельности; Принятие оптимального решения по заданию; Определение докладчика от группы,подготовка наглядности,выступление. Правила дикуссия; Защита результатов; Работа экспертов. Анализ,обоб щение, прогнозирова ние Заключительный этап Выход Анализ,оценка и самооценка работы,выводы и обобщения,рекомендации; Рефлексия участников игры; Определение победителей и подведение итогов.
К ЛАССИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Фрагментарные (решение одной педагогической задачи, связанной с конкретным элементом учебного материала) Целостно- тематические (решение нескольких педагогических задач по теме) Комплексные (сочетание продуктивной и и репродуктивной деятельность и решение комп лекса задач)
П РЕИМУЩЕСТВА ИГРОВОГО МЕТОДА Согласование целей игры с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам; соединение широкого охвата проблем и глубины их осмысливания; соответствие логике деятельности, включение момента социального взаимодействия, подготовка к профессиональному общению; большая вовлеченность обучаемых; насыщение обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах; формирование установки профессиональной деятельности, корректировка самооценки; проявление всей личность в игре; включение рефлексивных процессов, возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.