Деятельностный подход в образовании. Стандарт: ориентация на результаты образования Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Системно- деятельностный подход в образовательном процессе» Выступление МБОУ учителя Кумарица Н.Н. «Красноярская СОШ»
Advertisements

Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов 1.Развитие и формирование способностей в процессе интериоризации форм действия и общения, осуществляемое в группе.
Ковалёва Людмила Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцево Смоленской области 2013 год.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Совершенствование урока – основа профессионального роста современного учителя Педагогический совет ГБОУ СОШ 753 Декабрь 2012 года.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
МОУ СОШ 93 Степанова Е. М., Соболева О. В. Общая характеристика учебно-методического комплекта (образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
МОУ «Лучинская основная школа» Ярославского муниципального района Семинар Деятельностный подход в обучении младших школьников Нужно, чтобы дети по возможности.
Возрастные особенности младшего школьника Теория деятельности Патрикеева Ирина Евгеньевна …один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Л.С.
Деятельностный подход. Деятельностный подход – это детоцентризм Всё начинается деятельностью ребёнка. Всё начинается деятельностью ребёнка.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Транксрипт:

Деятельностный подход в образовании

Стандарт: ориентация на результаты образования Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение новых уровней развития личности На ступени НОО осуществляется формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку,взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе

Деятельностный подход как средство достижения результатов В основу стандарта положен системно- деятельностный подход, концептуально базирующийся обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту. В основу стандарта положен системно- деятельностный подход, концептуально базирующийся обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту. Традиционная педагогика строится по принципу «Делай, как я…». В ней нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность. Традиционная педагогика строится по принципу «Делай, как я…». В ней нет места детскому действию, а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное содержание, учебное сотрудничество, особая образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность.

Современные образовательные технологии не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает детское действие Современные образовательные технологии не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает детское действие

Дидактический подход в образовательном процессе Дидактический подход – аспект, позиция, «русло» рассмотрения и конструирования процесса обучения и его элементов(цель, содержание, методы, формы организации учебного процесса), опирающийся на определенную концепцию. Дидактический подход – аспект, позиция, «русло» рассмотрения и конструирования процесса обучения и его элементов(цель, содержание, методы, формы организации учебного процесса), опирающийся на определенную концепцию.

Что такое деятельность? «Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека». В.В.Давыдов. «Теория развивающего обучения»

Истоки деятельностной педагогики Д.Б.Эльконин Д.Б.Эльконин «Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения» (1966) «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» (1962) «Психология обучения младшего школьника» (1974), В.В.Давыдов В.В.Давыдов «Виды общения в обучении» (1972), «Проблемы развивающего обучения» (1986) «Теория развивающего обучения» (1996)

Что такое учебная деятельность? Учебная деятельность – деятельность,основная цель и результат которой заключается не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении учеником самого себя как субъекта учения (Д.Б.Эльконин) Учебная деятельность – деятельность,основная цель и результат которой заключается не в изменении предметов внешнего мира, а в изменении учеником самого себя как субъекта учения (Д.Б.Эльконин)

Основные характеристики учебной деятельности(УД): УД направляет и побуждает потребность в самоизменении, в развитии, которая реализуется в решении учебных задач УД направляет и побуждает потребность в самоизменении, в развитии, которая реализуется в решении учебных задач УД требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссии УД требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссии

Структура учебной деятельности Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; Построение системы частных задач, решаемых общим способом; Построение системы частных задач, решаемых общим способом; Контроль за выполнением действий; Контроль за выполнением действий; Оценка усвоения общего способа Оценка усвоения общего способа

Принципы построения обучения в деятельностном подходе Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде». Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде». Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи. Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.

Учебная задача – ключевое понятие теории УД Учебная задача – это задача, решая которую ребенок овладевает общим способом действия. Она включает в себя цель, представленную в конкретных условиях своего достижения. Учебная задача – это задача, решая которую ребенок овладевает общим способом действия. Она включает в себя цель, представленную в конкретных условиях своего достижения. Учебная задача возникает при обнаружении разрыва в практическом действии, который может быть преодолен поиском нового способа. Учебная задача возникает при обнаружении разрыва в практическом действии, который может быть преодолен поиском нового способа. Учебная задача отличается тем, что она направлена на получение особого результата – самоизменения субъекта учебной деятельности. Учебная задача отличается тем, что она направлена на получение особого результата – самоизменения субъекта учебной деятельности. Учебная задача характеризуется тем, что найденный способ является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач. Учебная задача характеризуется тем, что найденный способ является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач.

Технология обучения ситуация «разрыва» ситуация «разрыва» Ситуация «УСПЕХА» М3 М2 М1 Общий способ (понятие) Постановка задачи Моделирование (поиск решения задачи)

Взаимодействие учитель- ученик Любая поисково-исследовательская деятельность по своей природе предполагает столкновение различных точек зрения, мнений, т.е. является диалогичной; Любая поисково-исследовательская деятельность по своей природе предполагает столкновение различных точек зрения, мнений, т.е. является диалогичной; учебный диалог нередко подменяется либо так называемой эвристической беседой, представляющей один из классических вариантов иллюстративно-объяснительного метода, либо прямым объяснением нового материала учителем. В том и в другом случаях учебная деятельность человека либо существенно деформируется, либо вообще оказывается невозможной. учебный диалог нередко подменяется либо так называемой эвристической беседой, представляющей один из классических вариантов иллюстративно-объяснительного метода, либо прямым объяснением нового материала учителем. В том и в другом случаях учебная деятельность человека либо существенно деформируется, либо вообще оказывается невозможной.

Деятельность в условиях кооперации обеспечивает: более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса. более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса. Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки. Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки. Повышение самооценки и коммуникативной компетентности Повышение самооценки и коммуникативной компетентности

Принципы развивающего обучения Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Введение в учебный предмет начинается с освоения учащимися наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Введение в учебный предмет начинается с освоения учащимися наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений. Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для человека с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме. Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для человека с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо-знаковой, так и в словесной форме. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются обучающимся в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь школьникам самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для ученика внутренней логикой содержания обучения. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются обучающимся в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь школьникам самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для ученика внутренней логикой содержания обучения. Принцип действия. Дети открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий школьников Принцип действия. Дети открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий школьников

Реализация системно- деятельностного подхода Отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип Отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени. изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени. перейти на другой тип отношений между субъектами ОП. Этот тип отношений можно назвать кооперационным. перейти на другой тип отношений между субъектами ОП. Этот тип отношений можно назвать кооперационным.