22 июня 1941 года теплым солнечным днем рабочие и служащие комбината «Красное знамя» отдыхали после трудовых дней на берегу Борисоглебского озера и в местных лесах. Неожиданно в 12 часов дня по радио было передано сообщение, что немцы без объявления войны перешли наши границы, совершая налет авиации на мирные города и села, бесчеловечно уничтожая здания, сооружения и мирное население, не щадя глубоких стариков и маленьких детей.
Все для фронта, все для победы! Менее чем за месяц небольшой подмосковный город как бы изменил свой облик. Все было перестроено на военный лад. «Мы единодушно одобряем решение правительства, которое приказало доблестной Красной Армии и Военно-Морскому Флоту уничтожить противника. Своим упорным трудом мы будем неустанно крепить обороноспособность любимой Родины, обеспечивать наши вооруженные силы всем необходимым». Из цехов комбината в первые же месяцы войны ушло на фронт около 2500 мужчин. Более пятисот девушек-работниц записалось в санитарные дружины В конце ноября для защитников Родины было собрано 18 тысяч предметов теплой одежды, отчислено в фонд обороны 1,3 миллиона рублей.
Народные ополченцы Большой вклад в дело победы над врагом под Москвой внесли дивизии народного ополчения. На фабрике «Красное знамя» записалось до 300 человек, на фабрике имени Володарского, рабочий поселок которой входил тогда в территорию нашего района – до 100 человек, в поселке Быково, Кратово – до 30 человек в каждом. К 6 июля в народное ополчение записалось до 700 человек, что и составило ополченский батальон.
Еще находясь в Подмосковье, ополченцы 111 батальона под командованием т. Ткачева проявили мужество при тушении пожаров, возникших от бомб, сброшенных фашистами в первый налет на Москву. Бойцы отстояли Здания Дома отдыха «Дубки», склад боеприпасов и оружия, скирды скошенного хлеба. В октябре-ноябре 1941 года ополченцы отважно сражались с врагом на рубежах реки Нары. Гитлеровцы не прошли к Москве. Дивизия также активно участвовала в декабрьских боях по разгрому немецких войск под Москвой. Затем вместе с другими соединениями 4 января освободила от немцев г. Боровск. В последующих боях на фронтах Великой Отечественной войны неоднократно получила благодарности Верховного главного командования Красной Армии.
Бронепоезд «Москвич»
Бронепоезд "Москвич". Его боевая слава не померкнет. Эта грозная машина была построена на средства и силами жителей Раменского района. Бронепоезд построен в рекордно короткие сроки, всего за четыре месяца. 5 апреля 1942 года боевая машина, кото рой дали имя «Москвич», передается воинской части и выезжает на один из участков фронта под Ленинградом. Вот боевой счет бронепоезда за годы войны. Совершено 700 огневых налетов на вражеские позиции; уничтожено более 5 тысяч солдат и офицеров противника, подавлено 22 батареи, сметено 200 полевых инженерных сооружений, дотов, дзотов, два склада с боеприпасами. За боевые годы броне поезд находился в распоряжении четырех фронтов: Западного, Волховского, Ленинградского и третьего Белорусского. По фронтовым дорогам "Москвич» прошел от Ленинграда до Кенигсберга. Труженики Раменского района поддерживали очень тесную связь с экипажем бронепоезда. Выезжали с подарками на боевые позиции, осуществляли ремонт поезда.
Из воспоминаний воинов бронепоезда «Москвич» С ЗАДАЧЕЙ СПРАВИЛИСЬ ПРИБЫВ на Волховский фронт, «Москвич» принимал уча-стие в боях за плацдарм, который немцы захватили на правом берегу реки Волхов. Помню, вначале нам не повезло. Прямым попаданием авиабомбы был выведен из строя паровоз, но очень быстро был доставлен другой, и бронепоезд начал активные действия. Задача, которая ставилась командованием «Москвичу», заключалась в том, чтобы огнем пушек и пулеметов бронепоезда не давать возможность гитлеровцам в ночное время передвигаться на новые позиции. И мы с этой задачей справились. И. КУЗЬМИН. ДРУЖНОЙ СЕМЬЕЙ ВСЮ войну провел я на боевой грозной машине, построенной трудящимися Раменского района 25 лет назад. За эти боевые годы наш бронепоезд «Москвич» находился в распоряжении четырех фронтов: Западного, Волховского, Ленинградского и третьего Белорусского. Мои товарищи по оружию были разных национальностей. Но всех их связывало чувство глубокой ненависти к фашистским захватчикам. Многие товарищи остались в живых, но: многие погибли. Память их глубоко чтит наш народ. К. ЖАВОРОНКОВ