ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?
Advertisements

Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.. ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ)
Правильная артикуляция сонорных звуков учителя – логопеды Иванова Н.Н. Товстик И.Н. г.Новокузнецк Методическое объединение воспитателей логопедических.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Содержание Что такое звуки речи Звуки речи и речевой аппарат Три части периферического речевого аппарата Как образуются звуки речи?
Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ НОРМА и НАРУШЕНИЯ. Профиль органов артикуляции.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Артикуляцио́нный аппара́т. Звук [С] – твёрдый глухо́й согла́сный. Зу́бы сбли́жены. Гу́бы в «улы́бке». Ко́нчик языка́ упира́ется в ни́жние зу́бы, спи́нка.
Выполнила: Рудковская Кристина, 51группа.. Губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взрывает» их. При произнесении звука П голосовые.
Лекция двенадцатая. Звучащая речь, как сложное материальное явление, реализуется в единстве его важнейших аспектов: артикуляционного (анатомо- физиологического),
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Тема урока : « Фонетическая транскрипция ».. Вспоминаем ! Ф. И. ученика, класс Лингвистика Фонетика Транскрипция Гласные звуки Согласные звуки Оценка.
Фонетика изучает звуки речи (выделяются квадратными скобками), ударение и слоги. Произнесём звук П Какие органы участвовали в образовании звука? Произнесём.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 26 «ХРУСТАЛИК» ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л» Морма Марина Витальевна учитель.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ТЕМА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ВОПРОСЫ 1.Назовите основные гласные звуки русского языка. 2.Какие гласные звуки выделяют по степени подъёма языка? Назовите их. 3.Какие гласные звуки выделяют по месту подъёма языка? Назовите их. 4.Какие гласные звуки выделяют по участию губ? Назовите их.

В русском языке 6 основных гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [у], [ы]. Классификация гласных звуков может быть представлена в виде таблицы: Классификация гласных звуков ПодъемРяд переднийсреднийЗадний Верхний[и][ы][у] Средний[э][о] Нижний[а] нелабиализованныеЛабиализованные

Классификация гласных звуков основана на артикуляционных признаках: степень подъема языка по вертикали: верхний, средний, нижний; ряд (место подъема языка по горизонтали): передний, средний, задний; участие губ: лабиализованные и нелабиализованные звуки. По степени подъема языка гласные делятся на гласные: а) верхнего подъема – [и], [ы], [у]; б) среднего подъема – [э], [о]; в) нижнего подъема – [а].

При произношении звуков верхнего подъёма ([и], [ы], [у]) нижняя челюсть приподнята, язык высоко поднят. Звуки среднего подъема ([э], [о]) образуются с меньшим подъёмом языка, нижняя челюсть также приподнята немного меньше. Гласный [а] – звук нижнего подъёма. Он образуется при широком растворе рта, кончик языка опущен и находится за нижними зубами. Спинка языка почти не приподнимается. Язык находится в спокойном состоянии. По месту подъема языка гласные делятся на гласные а) переднего ряда – [и], [э]; б) среднего ряда – [ы], [а]; в) заднего ряда – [у], [о].

При образовании гласных переднего ряда ([и], [э]) все тело языка продвигается вперёд, кончик языка упирается в нижние зубы. При образовании гласных среднего ряда ([ы], [а]) тело языка не продвинуто вперёд: оно находится в нейтральном положении. Звук [а] можно отнести к гласным средне-заднего ряда. Гласные заднего ряда ([у], [о]) произносятся при отодвинутом назад языке. По участию губ гласные делятся на: лабиализованные (губные), при произнесении которых губы вытягиваются вперед и округляются: [о], [у]; нелабиализованные, при произнесении которых губы пассивны (т.е. все остальные гласные).

Кроме этих основных гласных звуков, в устной речи слышатся и другие: [и э ] – гласный передне-среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, употребляется в первом предударном слоге после мягких согласных: [ри э ]ды, [чи э ]сы; [ы э ] – гласный среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, употребляется в некоторых словах после твердых согласных [ж], [ш], [ц] в первом предударном слоге: [жы э ]лéть; [Λ] – гласный средне-заднего ряда, нижне-среднего подъема, нелабиализованный, употребляется в первом предударном слоге после твердых согласных или в абсолютном начале слова: [Λ]тéц; [ъ] – гласный средне-заднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, слышится во всех безударных, кроме первого предударного, слогах после твердых согласных: лé[тъ]; [ь] – гласный передне-среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, слышится во всех безударных, кроме первого предударного, слогах после мягких согласных: ó[сь]нь.

Следовательно, таблица гласных может быть уточнена: Эта таблица сможет помочь нам при фонетической транскрипции слов и предложений, когда мы будем изучать фонологию. Классификация гласных звуков ПодъемРяд переднийпередне- средний среднийсредне- задний задний Верхний[и][ы][у] верхне- средний [и э ][ы э ] Средний[э][ь][ъ][о] средне- нижний [Λ] Нижний[а] нелабиализованныеЛабиализов анные

ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ВОПРОСЫ 1.Сколько согласных звуков выделяют в русском языке? 2.По каким признакам классифицируются согласные звуки? 3.Какие бывают группы согласных звуков по месту образования? 4.Назовите губно-губные и губно-зубные звуки. 5.Какие группы согласных выделяют среди язычных звуков? 6.Назовите переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные звуки. 7.Какие бывают группы согласных звуков по способу артикуляции? 8.Что представляют собой смычные согласные? Назовите их. 9.Что такое щелевые согласные? Назовите их. 10.Как возникают смычно-щелевые согласные? Назовите их. 11.Как образуются смычно-проходные звуки? Назовите группы смычно- проходных звуков. 12.Как образуются дрожащие согласные? 13.На какие группы делятся все согласные по участию голоса и шума? 14.Что представляют собой сонорные звуки, звонкие шумные и глухие шумные звуки. Приведите примеры. 15.Назовите пары согласных по звонкости / глухости. 16.На какие группы делятся все согласные по отсутствию или наличию палатализации? 17.Назовите пары согласных по твердости / мягкости. 18.Что представляет собой согласный [j] (йот)?

Смычно-проходные звуки создаются, когда струя выдыхаемого воздуха обходит возникшую смычку органов речи. В зависимости от пути прохождения этой струи смычно-проходные делятся на носовые и боковые. При образовании носовых происходит полное смыкание ротовой полости, мягкое нёбо опускается, и воздух проходит через носовую полость: [м], [м'], [н], [н']. Боковые [л], [л'] возникают при прохождении воздуха сбоку ротовой полости – между боковой частью языка и зубами (хотя кончик языка смыкается с верхними зубами). Дрожащие согласные образуются ритмическим колебанием кончика языка, т.е. вибрацией, дрожанием. Это звуки [р], [р'].