Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (ПКР) Москва 2012
Почему ПКР? 2 ФЗ-210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»: ПКР – основа для разработки ТЗ на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса Приказ министерства регионального развития РФ от 6 мая 2011 года 204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» Поручения Президента РФ по итогам: Президиумов Госсовета: 01 июля 2009г., г.Архангельск : 23 ноября 2010г., Сыктывкар: рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и принять ПКР Проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов на модернизацию и развитие (февраль 2011 г.): Правительству РФ совместно с субъектами РФ до г. обеспечить принятие ПКР
Почему ПКР? 3 Распоряжение Правительства РФ от г. N 102-р утверждена Концепция ФЦП «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на гг.». Распоряжение Правительства РФ от 22 августа 2011 г р: в ноябре 2011г. внести в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ об утверждении ФЦП. Поручение зам.пред. Правительства РФ Козака Д.Н. (ноябрь 2011г): механизмы ФЦП реализовать через Фонд содействия реформированию ЖКХ путем внесения изменения в ФЗ-185. Распоряжение Правительства РФ от 22 августа 2011 г р: - полномочия Правительства РФ по установлению требований к ПКР и осуществлению мониторинга разработки и утверждения ПКР, - включение в систему показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ показателей разработки и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, ПКР и схем теплоснабжения, - установление в Правилах предоставления субсидий муниципальным бюджетам на софинансирование сферы ЖКХ в качестве одного из условий наличие утвержденных ПКР
В соответствии с приказом МРР N 204 от г, ПКР включает: 4 4 Обосновывающие материалы (детальное описание расчетов и исходной информации) Модель ПКР позволяющая корректировать ПКР и оценивать тарифные и другие последствия при меняющихся условиях Документы, утверждаемые в МО ПКР Перспективные Схемы ресурсоснабжения По ПКР По перспективным Схемам ресурсоснабжения Электронные модели Модели перспективных схем для расчетов разных вариантов их развития и расчетов режимов работы системы, в т.ч. сезонных и аварийных Краткие ТЭО проектов Краткое ТЭО проекта 1
Цель ПКР: согласование развития всех коммунальных систем ПКР Схема тепло- снабжения Схема электро- снабжения Схема водоснаб- жения и водоотведе ния Схема очистки города Программа энергосбе- режения 5
Минимизация рисков Получение дохода Инвестор Минимизация затрат Получение качественных услуг Цель ПКР: согласовать интересы заинтересованных групп 6 Соответствие нормативам Увеличение тарифа Предприятия ЖКХ Потребители Основная цель программ комплексного развития ПКР – согласовать интересы всех групп
Результаты разработки ПКР на примере г.Бузулука 7
8 Определение целевых показателей развития СКИ на перспективу Определяются следующие группы целевых показателей развития КИ: Группа 1 – показатели надежности и качества каждого коммунального ресурса Обеспечение стандартных параметров комфорта для потребителей, установленных постановлением Правительства России от «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» Обеспечение качества питьевой воды в соответствии с требованиями СанПиН Группа 2 – показатели эффективности работы ресурсоснабжающих организаций Снижение удельного расхода топлива на производство теплоэнергии до 170,5 кг у.т./Гкал Снижение удельного расхода электроэнергии на подачу воды до 0,82 кВт*ч/м 3 Группа 3 – показатели эффективности использования коммунальных ресурсов в многоквартирных домах и бюджетных организациях Снижение потребления электроэнергии на 10-20% Снижение потребления тепла на 20-25% Снижение потребления воды на 20-25% Группа 4 – экологические показатели Улучшение качества очистки сточных вод до уровня, соответствующего водоемам рыбохозяйственного назначения Сокращение количества аварий на сетях канализации
Разработка и сравнение вариантов развития систем 9 Всего разработано более 150 проектов, обеспечивающих перспективный спрос и достижение целевых показателей
Основные группы проектов Обязательные проекты Подключение новых потребителей Обеспечение нормативного уровня надежности Повышение экологической безопасности Выполнение требований ФЗ «Об энергосбережении…» Эффективные проекты (срок окупаемости до 5-10 лет) Автоматизация котельных Реконструкция котельных Условно-эффективные проекты (срок окупаемости до 15 лет, увеличение тарифа Реконструкция котельных Реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения Создание ЕМБИР Неэффективные проекты (срок окупаемости более 15 лет) Реконструкция котельных и тепловых сетей Повышение надежности системы водоснабжения (закольцовки и перемычки) Приобретение оборудования для прокладки и инспекции трубопроводов системы водоснабжения Присоединение существующих потребителей к системе водоотведения млн.рублей 135 млн.рублей 713 млн.рублей млн.рублей
Корректировка сроков реализации и состава проектов Срок реализации проектов сдвинут так, чтобы снизить объем инвестиций в первые годы и использовать эффекты, полученные от ранее реализованных проектов 11 Темп роста тарифов для населения Потребность в гарантиях
Из 150 проектов отобрано 87 наиболее эффективных Подключение новых потребителей Обеспечение нормативного уровня надежности Повышение экологической безопасности Выполнение требований ФЗ «Об энергосбережении…» Реконструкция котельных Автоматизация котельных Реконструкция тепловых сетей Реконструкция объектов и сетей водоснабжения и водоотведения Создание единой муниципальной информационной базы проектов млн. руб. 3 проектов 120 млн. руб. 11 проектов 316 млн. руб. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составит более 3 млрд. руб. Обязательные проекты: Эффективные проекты: Условно-эффективные проекты:
Финансирование Программы Общий объем финансирования Программы составляет млн. руб., из них: Собственные средства предприятий (в т.ч. плата за подключение и эффекты) – млн. руб. Бюджетные источники – 574 млн. руб. Кредитные ресурсы – млн. руб. Средства инвестора – 450 млн. руб. 13
Критерии доступности 14 При реализации Программы стоимость коммунальных услуг для населения соответствует критериям доступности Совокупный платеж населения за коммунальные услуги не превышает 7% от совокупного дохода семьи (красная линия) Доля населения, получающая субсидии на оплату коммунальных услуг не превосходит 15%
Разработка кратких ТЭО (бизнес-планов) проектов 15 Готовы для первичных обсуждений с инвесторами и кредитными организациями Предложены несколько конкретных вариантов финансирования каждого из проектов
ИТОГИ 16 ПКР г.Бузулука утверждена решением городского Совета депутатов от Программа проектов по водоснабжению и водоотведению включена в ФЦП «Жилище» Программа проектов по теплоснабжению включена в Перечень пилотных проектов по привлечению частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и переводу организаций на долгосрочное тарифное регулирование под эгидой МРР, МЭР, МФ, МЭ, МП, ФСТ и ФАС РФ Проекты строительства мини-ТЭЦ и реконструкции котельных будут реализованы за счет средств частного инвестора с возвратом из полученных эффектов Ведутся переговоры с энергосервисными компаниями по реализации проектов по энергосбережению
ПКР для муниципального образования – инструмент управления развитием СКИ 17 инструмент комплексного управления и оптимизации развития СКИ Позволяет увязать вместе по целям и темпам развития все СКИ города, выявить проблемные точки и в условиях ограниченности ресурсов оптимизировать их для решения наиболее острых проблем инструмент управления (в том числе через дальнейший мониторинг) частными предприятиями Позволяет влиять на планы развития и мотивацию частных компаний в интересах города, что практически невозможно иными методами. Позволяет (через мониторинг) оценивать и контролировать деятельность этих компаний необходимое условие для получения финансовой поддержки на федеральном уровне В соответствии с ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» утверждение тарифов и надбавок на основе ПКР - необходимое условие для получения средств из Фонда, в соответствии с ФЗ «О Фонде поддержки жилищного строительства» - условие выделения земельных участков на строительство жилья механизм эффективного управления муниципальными расходами Позволяет выявить финансовые потребности муниципалитетов в сфере развития СКИ, спланировать меры поддержки населения, а также выявить реальные расходы муниципальных предприятий и бюджета инструмент и необходимая база для эффективного установления тарифов ПКР и составленные на её основе инвестиционные программы организаций коммунального комплекса являются обоснованием для установления платы за подключение