Породы, слагающие земную кору Урок - практикум Автор. Смирнова Елена Валентиновна, учитель географии МОУ «СОШ 2» г. Исилькуль, Омская область.
Цель: сформировать представление об возникновении в процессе эволюции земной коры различного типа и состава сформировать представление об возникновении в процессе эволюции земной коры различного типа и состава Эпиграф: Хребтами горбились породы, Взрывались, плавились, кипя, И миллионы лет природа Лепила самое себя…
аметист изумруд малахит
Самые древние породы земной коры обнаружены в Антарктиде. Их возраст – 3,7- 3,8 млрд лет Самые древние породы земной коры обнаружены в Антарктиде. Их возраст – 3,7- 3,8 млрд лет
горные породы – чаще всего неоднородны и состоят из различных минералов. (Гранит - твердый, горные породы – чаще всего неоднородны и состоят из различных минералов. (Гранит - твердый, глина - рыхлая) глина - рыхлая) минералы – это однородные по составу и строению части горных пород. (Кварц, слюда, полевой шпат) минералы – это однородные по составу и строению части горных пород. (Кварц, слюда, полевой шпат)
Осадочные – образовавшиеся при разрушении и накоплении продуктов разрушения, остатков животных и растений. Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические горные пород (схема). Например: соли, гипс и др. Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические горные пород (схема). Например: соли, гипс и др. Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. Человеку необходимо 1 кг. соли. Великий полководец – Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью. Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. Человеку необходимо 1 кг. соли. Великий полководец – Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью. могут быть органического происхождения т. е. в образовании участвовали живые организмы и растения (схема). могут быть органического происхождения т. е. в образовании участвовали живые организмы и растения (схема). Например: торф, уголь, мел, ракушечник (образцы). Например: торф, уголь, мел, ракушечник (образцы).
Практическая работа по группам. Характеристика горных пород по плану. Название. Название. Цвет. Цвет. Структура: а) зернистая (видны зерна минералов); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (оставляет след на руках). Структура: а) зернистая (видны зерна минералов); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (оставляет след на руках). Твердость: а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая. Твердость: а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая. Вес: а) тяжелая, б) средней тяжести, в) легкая Вес: а) тяжелая, б) средней тяжести, в) легкая Происхождение: а) магматическая, б) осадочная, в) метаморфическая. Происхождение: а) магматическая, б) осадочная, в) метаморфическая. Где используется? Где используется?
Магматические горные породы – это дети магмы, они рождаются в огне и пламени. Магма, которая под давлением устремляется в трещины земной коры остывает, твердеет на глубине и образует глубинные магматические породы (схема) Магма, которая под давлением устремляется в трещины земной коры остывает, твердеет на глубине и образует глубинные магматические породы (схема) Например: гранит (показ образца). Магма, которая изливается на поверхность Земли, называются лавой. При ее застывании образуются излившиеся магматические горные породы (схема). Магма, которая изливается на поверхность Земли, называются лавой. При ее застывании образуются излившиеся магматические горные породы (схема). Например: базальт, вулканическое стекло (показ образца).
Практическая работа по группам. Характеристика горных пород по плану. Название. Название. Цвет. Цвет. Структура: а) зернистая (видны зерна минералов); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (оставляет след на руках). Структура: а) зернистая (видны зерна минералов); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (оставляет след на руках). Твердость: а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая. Твердость: а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая. Вес: а) тяжелая, б) средней тяжести, в) легкая Вес: а) тяжелая, б) средней тяжести, в) легкая Происхождение: а) магматическая, б) осадочная, в) метаморфическая. Происхождение: а) магматическая, б) осадочная, в) метаморфическая. Где используется? Где используется?
Метаморфические, их называют дважды родившимися. могут образоваться под воздействием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород. могут образоваться под воздействием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород. Метаморфизм (разбираем значение слова). Метаморфизм (разбираем значение слова). Например: известняк мрамор, бурый уголь антрацит графит - алмаз (образцы). Например: известняк мрамор, бурый уголь антрацит графит - алмаз (образцы).
Практическая работа по группам. Характеристика горных пород по плану. Название. Название. Цвет. Цвет. Структура: а) зернистая (видны зерна минералов); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (оставляет след на руках). Структура: а) зернистая (видны зерна минералов); б) плотная (зерна минералов не различимы); в) землистая (оставляет след на руках). Твердость: а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая. Твердость: а) твердая, б) средней твердости, в) мягкая, г) хрупкая. Вес: а) тяжелая, б) средней тяжести, в) легкая Вес: а) тяжелая, б) средней тяжести, в) легкая Происхождение: а) магматическая, б) осадочная, в) метаморфическая. Происхождение: а) магматическая, б) осадочная, в) метаморфическая. Где используется? Где используется?
Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые использует человек Топливные Топливные Строительные Строительные Рудные Рудные Химическое сырье Химическое сырье
Повторить определения: Повторить определения: горная порода горная порода минерал минерал Полезные ископаемые Полезные ископаемые Узнать название ювелирных и поделочных камней, которые хранятся дома у вас. Расспросить, что им известно о свойствах камней, которые они надевают в виде украшений. Узнать название ювелирных и поделочных камней, которые хранятся дома у вас. Расспросить, что им известно о свойствах камней, которые они надевают в виде украшений. Зарисовать условные знаки полезных ископаемых Зарисовать условные знаки полезных ископаемых Назвать по происхождению полезные ископаемые которые встречаются в близи вашего населенного пункта. Назвать по происхождению полезные ископаемые которые встречаются в близи вашего населенного пункта. У каждого человека есть свой камень, назовите и расскажите о нём. У каждого человека есть свой камень, назовите и расскажите о нём.
Представьте себя любой по выбору горной породой. Напишите в тетради несколько строк. Что вы можете рассказать другим о себе. Как я выгляжу… Как я выгляжу… Что я люблю… Что я люблю… Чего я боюсь … Чего я боюсь … Чем я полезен… Чем я полезен… Что бы я хотел пожелать людям … Что бы я хотел пожелать людям …