Информационные технологии (использование презентаций) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической службы. Кулевская Н.А., учитель-логопед МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония»
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно- воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет: - Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. - Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал. - Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых. - Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп). - Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику. - Развивать зрительно-двигательную координацию. - Активизировать мыслительную деятельность детей. - Способствовать положительной динамике развития.
Виды презентаций, используемых в работе логопеда: - Презентации - картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.); - Презентации - загадки, сказки; - Презентации - игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ); - Презентации - на расширение представлений об окружающем мире.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов: – использование новых моделей компьютера; – работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); – до начала занятия и после провожу гимнастику для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр и программ. Но они не в полной мере соответствуют целям и задачам коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Поэтому, в своей работе я использую авторские материалы. Многие программы, игры из ресурсов Интернета адаптирую в соответствии с решаемыми задачами, уровнем знаний детей и сложностью речевого дефекта.