Тема 2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Системный подход в психологии развития Возрастная изменчивость психики Онтологический аспект Структурно- динамический аспект Хронологический аспект Каузальный аспект
Онтологический, биосоциальный аспект - объект психологии развития и возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека.
Концепция Л.С. Выготского Высшие ПФ -культурно- исторические по происхождению -социальные по развитию -по осуществлению: -опосредованные, -вербальные, -произвольные Низшие ПФ -природные по происхождению -естественные по развитию -по осуществлению: непосредственные, невербальные, непроизвольные
Концепция Л.С. Выготского Высшие ПФ сложные формы моторики (трудовые действия) речевой и музыкальный слух осмысленность восприятия логическая память понятийное мышление произвольные виды внимания и памяти Низшие ПФ простые формы моторики сенсорика (кроме речевого и музыкального слуха) перцепция (кроме осмысленности) образная память образное мышление непроизвольные виды внимания и памяти
Концепция Б.Г. Ананьева Б.Г. Ананьев выделяет 4 подструктуры человека: Индивид Субъект деятельности Личность Индивидуальность
Структура индивида по Б.Г. Ананьеву темпераментзадатки сенсомоторная организация соматика (конституция) нейро- динамика билатеральность возраст и фазы жизни органические потребности половой диморфизм онтогенез человека
Концепция Б.Г. Ананьева Специализация их механизмов -полностью специализирован -частично специализирован -не специализирован, имеется общий механизм сличения -не специализирован, имеется общая основа (голосовая реакция) Психические функции сенсорика перцепция моторика мышление речь Чем сложнее функция, тем менее она специализирована и тем больше роль среды в ее развитии!
Влияние социальной среды на человека социум социализация индивида формирование субъекта деятельности формирование личности индивидуальность
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Период раннего детства (от 1 до 3 лет) - складываются предпосылки социализации, формируется речь как ее основной механизм Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) - период первичной социализации. В условиях тесного взаимодействия со взрослыми появляются эффекты социализации: произвольность, вербальность, опосредованность Школьный период - этап вторичной, опосредованной социализации (опосредуется учебной деятельностью) Период взрослости - этап третичной социализации (через включение в профессиональную деятельность). Повышается роль саморазвития!
ПРОБЛЕМА БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НА ПРИМЕРЕ СПОСОБНОСТЕЙ Генотип - совокупность генов, информация, записанная в молекулах ДНК Среда - весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития: Макросреда: особенности культуры, социально-политического устройства, географическая среда Микросреда: семья, школа, сверстники
Показатели наследуемости различных признаков
ВЫВОДЫ О РОЛИ ГЕНОТИПА И СРЕДЫ Роль генотипа в детерминации способностей больше, чем роль среды, если: Способность является общей, а не специальной Способность тесно связана с интеллектом Способность не определяет непосредственное моторно-перцептивное взаимодействие со средой Способность является видовым признаком человека
СООТНОШЕНИЕ СРЕДЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ Можно выделить 3 типа соотношения среды и генотипа: Пассивное влияние Реактивное влияние Активное влияние
Хронологический аспект - психическая эволюция характеризуется как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Микрохронологический аспект позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки времени и на протяжении всего жизненного цикла.
Среднехронологический аспект рассматривает стадиальность развития отдельных функций и периодизацию жизненного цикла человека. Макрохронологический аспект направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру длительности, средней и максимальной продолжительности жизни.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА Неравномерность развития Гетерохронность (разновременность) Стадиальность Структурность Противоречивость (разнонаправленность)
различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно, нелинейно, т.е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Неравномерность развития –
Пример: изменение различительной чувствительности глаза с возрастом
Гетерохронность развития Критерии гетерохронности: темп развития пики развития вектор (направленность) развития длительность - разновременность, асинхронность, прохождения стадий подъема, стабилизации и спада различными функциями
Гетерохронность развития Виды гетерохронности по Б.Г. Ананьеву: Внутрифункциональная - разновременность в развитии отдельных характеристик внутри одной функции Межфункциональная - разновременность в развитии различных функций
Пример гетерохронности в развитии цветовой чувствительности (по Смиту)
Стадиальность - прохождение функциями определенных стадий в своем развитии: подъем, стабилизация, спад. Структурность - постоянное изменение структур, единство процессов дифференциации и интегрированности по мере развития Противоречивость - в один период времени у одних функций может отмечаться подъем, у других - спад
Макрохронологический аспект изучает общую продолжительность жизни человека и факторы, оказывающие на нее влияние: Внутренние факторы: Наследственный Половой фактор Фактор гетерозиса Состояние нервной системы
Макрохронологический аспект Факторы продолжительности жизни Внешние факторы: Экологические Питание Образ жизни Социально-экономические условия Образование Профессиональная деятельность
Структурно-динамический аспект дает возможность определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения степени их дифференциации и интегрированности. При таком анализе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные преобразования в возрастной динамике психики. Математический метод - корреляционный анализ
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ КОРРЕЛЯЦИЙ Знак Теснота связей Количество корреляций обр. пам. +0,6 обр. мышл.. увер.в себе -0,8 трев. Виды связей
ВИДЫ КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ Цепочечный (линейный) Лучевой Кольцевой Сетьевой
Типы корреляционных преобразований по Б.Г. Ананьеву Конструктивный тип - образование новых связей Реконструктивный тип - процесс изменения: -Деструктивный - временная утрата связей - Реститутивный - их восстановление Инволюционный тип - распад связей без восстановления
Структура межфункциональных связей периода ранней зрелости (18 – 25 лет)
Структура межфункциональных связей 1-го периода средней зрелости (26 – 35 лет)
Казуальный аспект предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов (наследственности, среды, активности), движущих сил, условий и механизмов развития человека (социальной ситуации развития, ведущей деятельности, кризисов развития, психологических новообразований).
Ведущие типы деятельности по С.Л. Рубинштейну Игровая деятельность Учебная деятельность Трудовая деятельность Ведущие типы деятельности по Б.Г.Ананьеву: Общение Познание Труд
ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ Действие их определено социальной программой общества Действие их носит множественный характер Действие их носит вероятностный характер Динамичность: изменяются по содержанию и по форме, опережая достигнутый уровень психического развития