Минфин России ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА Международная конференция «Уровневое финансово-экономическое образование в России: проблемы внедрения компетентностного подхода» 5-6 апреля 2011 года Татьяна Геннадьевна Нестеренко Заместитель Министра финансов РФ
М ] ф 2 Базовое условие повышения эффективности бюджетных расходов - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы
М ] ф 3 формирование долгосрочного (20 лет) экономического и бюджетного прогноза (бюджетной стратегии); использование консервативного макроэкономического прогноза с одновременным расширением вариантов прогноза; восстановление фискальных правил; установление среднесрочных (до 6 лет) индикативных расходов по направлениям деятельности Правительства (государственным программам); совершенствование работы с кассовым планом. Обеспечение ответственной бюджетной политики на федеральном уровне (основные меры)
М ] ф 4 сократить льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами; повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить подготовку введения налога на недвижимость; создать механизм предоставления Федеральным казначейством краткосрочных бюджетных кредитов на покрытие кассовых разрывов; создать инструменты сбережения конъюнктурных доходов субъектов РФ (по аналогии с федеральным уровнем). Стабилизация доходной базы региональных и местных бюджетов (основные меры)
М ] ф 5 Разграничение полномочий и организация деятельности публично-правовых образований
М ] ф 6 расширить полномочия субъектов РФ в сфере социальной защиты, завершить ликвидацию необеспеченных «мандатов», монетизацию натуральных льгот; перевести начиная с 2012 года, финансовое обеспечение милиции общественной безопасности на федеральный бюджет с одновременной передачей на уровень субъектов Российской Федерации полномочий и обязательств других сферах; консолидировать субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках ключевых направлений государственной политики (государственных программ) в сферах совместного ведения с установлением четких критериев их эффективности; сократить за счет расширения собственных полномочий (с передачей соответствующих финансовых ресурсов) число и объемы субвенций бюджетам субъектов РФ; Разграничение полномочий и организация деятельности публично-правовых образований (основные направления)
М ] ф 7 Государственные программы как основной инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
М ] ф 8 Распространение программного подхода Доля ФЦП в 2010 году, в % Планируемая доля ГП, в %
М ] ф 9 КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ (КДР-2020) ГП 1 Норматино-правовое регулирование - контроль, -лицензирование, -тарифы -налоговые льготы и т.д Цели, конечные результаты ФЦПпГП ФОИВ 1 ФОИВ 2 Министерство 1.в основном вытекают из КДР и являются инструментом достижения ее целей; 2.объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели; 3.состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП 4.реализуется ответственным министерством, могут быть «соисполнители», отвечающие за свои подпрограммы 5.федеральные, региональные и муниципальные ГП увязаны друг с другом Министерство Государственные программы Государственные программы:
М ] ф 10 регионального развития формирование доступной среды… развития малого бизнеса Взаимодействие документов стратегического планирования Концепция долгосрочного развития Российской федерации до 2020 года Основные направления деятельности Правительства до 2012 года инновационного развития энергоэффективности национальной безопасности ГП 1 план реализации госпрограммы план реализации госпрограммы проект ОНДП ГП 2 план ДЦП ГП 3 план реализации госпрограммы план реализации госпрограммы ГП 4 план реализации госпрограммы план реализации госпрограммы проект ОНДП проект проект ОНДП СТРАТЕГИИ проект ОНДП Проекты ОНДП могут охватывать: - часть (до 100%) плана реализации отраслевой ГП; -среднесрочные планы реализации «сквозных» стратегий.
М ] ф 11 Цели Федерального закона 83-ФЗ Федеральный закон от г. 83-ФЗ создает правовые механизмы, способствующие достижению следующих целей: ЦЕЛИ Повышение доступности государственных (муниципальных) услуг Повышение качества государственных (муниципальных) услуг Повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений Повышение качества государственных (муниципальных) услуг
М ] ф 12 Инструменты и механизмы Федерального закона 83-ФЗ (I) Отчет о выполнении задания на общедоступном сайте Мотивация руководства и работников учреждений на результат Совершенствование механизмов финансового обеспечения Государственное / мун. задание на оказание услуг (работ) – показатели качества Перечень государственных / муниципальных услуг (отраслевой и ведомственный) ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ (СМЕТА СУБСИДИЯ) Самостоятельность, ответственность, результат
М ] ф 13 Инструменты и механизмы Федерального закона 83-ФЗ (II) Четкое разделение услуг по государственному заданию и платных услуг Финансовое обеспечение на основе нормативных затрат Государственное (муниципальное) задание – гарантия и стандарт оказания услуги ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ Самостоятельность, ответственность, результат
М ] ф 14 Инструменты и механизмы Федерального закона 83-ФЗ (III) Прозрачность и открытость деятельности учреждений. Отчетность Мотивация руководства / ответственность руководства по закону Возможность использования остатков средств в очередном году на те же цели Отмена субсидиарной ответственности / расширение объема прав ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ Планирование финансово-хозяйственной деятельности Изменение типа учреждений в зависимости от результата деятельности, потенциала Имущество на праве оперативного управления / Особо ценное имущество Возможность распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности Самостоятельность, ответственность, результат
М ] ф 15 Организация оказания государственных (муниципальных) услуг I До 83-ФЗ II Федеральный закон 83-ФЗ III ППО Смета БУ ППО КУ Смета ППО КУ БУ Субсидии Оплата услуг КУ Смета БУ иные ЮЛ Рынок АУ БУ КУ Иные ЮЛ Публично-правовое образование Рынок Бюджетное учреждение Казенное учреждение Иные юридические лица ППО Возможная перспектива Обозначения Потребитель Грант, кредит, ваучер Оплата услуг
М ] ф 16 Государственная программа – государственное задание Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года Государственные программы Региональные программы Государственные Задания Программы развития Правительство Российской Федерации Органы государственной власти субъектов РФ Федеральные органы исполнительной власти Государственные (муниципальные) учреждения
М ] ф 17 Направления создания Электронного бюджета СОВЕРШЕНСТ- ВОВАНИЕ АДМИНИСТРИРО- ВАНИЯ РАСХОДОВ ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Бюджетные назначения Бюджетные назначения Государственные (муниципальные) задания Управление доходами Управление доходами Управление долгом и финактивами Управление долгом и финактивами Управление денежными средствами Управление денежными средствами Управление нефинансовыми активами Управление нефинансовыми активами Управление закупками Управление закупками Управление кадрами Управление кадрами Регистрация обязательств Исполнение заказов, требований Регистрация счетов Оплата счетов ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППО Публичное размещение информации о планах и результатах деятельности ППО Публичное размещение информации о планах и результатах деятельности ППО Новый порядок контроля и аудита ВЗАИМОСВЯЗЬ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ, КАЧЕСТВЕННЫХ И ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Стоимость услуг, функций, мероприятий Стоимость услуг, функций, мероприятий Объем бюджетных инвестиций Объем бюджетных инвестиций Объем межбюджетных трансфертов Объем межбюджетных трансфертов Планы финансово- хозяйственной деятельности, сметы Планы финансово- хозяйственной деятельности, сметы Стандарты, нормы, нормативы Программы (подпрограммы) Управленческий учет Управленческий учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет ИНТЕГРАЦИЯ, ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОПЕРАТИВНОСТЬ ВСЕХ ВИДОВ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ Формуляры, типовые операции Реестры, классифи- каторы «Личные кабинеты», ЭЦП Регистрация обязательств Исполнение заказов, требований Регистрация счетов Регистрация обязательств Исполнение заказов, требований
М ] ф 18 Интеграция процессов в сфере управления финансами БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДАМИ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬ И АУДИТ КОНТРОЛЬ И АУДИТ УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОМ И ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМИ РЕСУРСАМИ УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ УПРАВЛЕНИЕ НЕФИНАНСОВЫМ И АКТИВАМИ Разработка программ/ подпрограмм Разработка программ/ подпрограмм Планирование стоимости оказания услуг Планирование стоимости оказания услуг Составление бюджета Доведение и учет бюджетных данных и госзаданий Доведение и учет бюджетных данных и госзаданий Учет и проведение кассовых расходов Учет и проведение кассовых расходов Регистрация соглашений о предоставлении субсидий Регистрация соглашений о предоставлении субсидий Планирование закупок Размещение заказа Учет контрактов Учет исполнения по контрактам Разработка программ/ подпрограмм Разработка программ/ подпрограмм Планирование стоимости оказания услуг Планирование стоимости оказания услуг Контроль эффективности использования Контроль эффективности использования Расчет затрат на содержание Расчет затрат на содержание Учет доходов от управления НФА Учет доходов от управления НФА Кассовое планирование Кассовое планирование Размещение денежных средств Размещение денежных средств УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ Управленческий учет Управленческий учет Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет