Non scholae, sed vitae discimus Сенека ("Письма", CVI, 12) Не для жизни, а для школы мы учимся
Необходимо обеспечить: универсальность и концептуальный характер получаемых знаний, изучения основных теорий, законов, принципов, понятий возможность самостоятельного применения полученных знаний в новых ситуациях.
между требованием российского общества к выполнению социального заказа в области повышения качества образования и реальной подготовкой к реализации этих требований педагогических и управленческих кадров между объективной потребностью в качественном повышении квалификации, формировании компетентности каждого субъекта образовательной деятельности и несовершенством подходов к обеспечению развития компетентности каждого субъекта школьной образовательной деятельности между существующей оценкой качества деятельности по соответствию должностным обязанностям и несовершенством этого подхода для выбора каждым учителем и завучем направления собственного профессионального развития, самосовершенствования и самореализации противоречия
В целях повышения качества образовательной деятельности школы требуется провести кардинальные изменения подходов к управлению качеством деятельности каждого члена педагогического коллектива: 1 1. Использовать компетентностный подход 2 2. Анализировать причины недостатков в работе каждого педагогического работника «снизу вверх», т.е. от ученика – к учителю, от учителя – к заместителю директора 3. Внести организационные и качественные изменения в обучение всех субъектов образовательного процесса
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования отбора содержания образования организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. (Лебедев О.Е.)
Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: В результате обучения –
КОМПЕТЕНЦИИ, НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ требования к квалификации от социума – что должен знать, уметь, чего должен хотеть профессионал КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ качества человека-профессионала, степень соответствия его реальной квалификации заявленному набору компетенций
Компетентность – это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности (Маркова А.К. Лернер И.Я., Краевский В.В. Хуторской А.В.)
Профессиональная компетенция как единство трех составляющих: Когнитивной (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний) Операционально-технологической (владение образовательными технологиями, способами педагогического взаимодействия) Личностной составляющей (этические и социальные позиции и установки, качества личности педагога).