Современные институты развития качества образования Р.В. Селюков, зам.директора ИПОП «Эврика», 16 мая 2012 г. г.Саров
Миссии образования в ООП ступеней образования Что есть образование? Социальный лифт? Машина времени? Способ приспособления? Механизм социализации? Способ вхождения в культуру? Механизм выращивания «под портрет»? Механизм выращивания индивидуальности проектировщиков будущего?
Образование - социальный лифт СОКО: -Результаты образования кореллируют с результатами в жизни -Сквозные результаты образования -Компетентности снимаются с технологий, а не из типовых программ -Рейтингование -Жесткость итоговой аттестации, высокое доверие ее результатам, независимость итоговой аттестации (например, ЕГЭ) -Жесткость аттестации педагогов
Образование – машина времени Уклад жизни: -Компетентности снимаются из будущего -Компетентности будущего живут в школе и воспринимаются уже в настоящем -Финансирование школ под результаты, которые сегодня кажутся неактуальными СОКО: -Ставка на метапредметные результаты при неснижении требований к ЗУН -Сегодня: индивидуализация оценки, сравнение ученика с самим собой -Электронизация инструментов оценивания, разнообразная визуализация результатов оценивания -Учитель имеет тьюторскую компетентность
Образование - способ приспособления Вариант «-» - традиционная школа СОКО: -Жесткое задание образцов и оценка через сопоставление с образцом -Опора на ЗУН -Приспособленческая субъективная итоговая аттестация Вариант «+» - Инклюзивное образование Уклад жизни: -Совместное обучение детей с особыми нуждами и обычных детей -Более высокая индивидуализация образования -Финансирование по нормативу на программу, а не по нормативу на тип или вид ОУ СОКО: - Сравнение ученика с самим собой
Образование - механизм социализации Уклад жизни: -Проектирование норм. -Метаисследования, псевдоисследования -Пространства безопасных проб. -Индивидуальные учебные планы, нелинейные расписания занятий -НеБУПовские методики расчета норматива финансирования школы СОКО: -Приоритет - мониторинг, а не контроль -Промежуточные аттестации в школах через интегрированные детские результаты -Ненакопительная отметка, нестатистическое определение достигнутых результатов -Нерекордная логика формирования показателей стимулирования учителей -Разные муниципальные задания школам
Образование - способ вхождения в культуру Уклад жизни: -Не столько знание культурных образцов, сколько способность действовать в культуре -Псевдооткрытие культурного образца СОКО: -Проверка знаний культурных образцов -Проверка способности действовать в культуре
Образование - механизм выращивания «под портрет» СОКО: Сопоставление с образцом. Идея Прокрустова ложа Жесткость и неэффективность инструментария оценки результатов образования (восприятие портрета субъективно) Сильная ограниченность рамок социального действия и образовательных результатов, направленность результатов «во вчера»
Образование – механизм выращивания индивидуальности проектировщиков будущего Ключевые принципы: - Индивидуализация образования при обеспечении его массовости -Проектирование норм (в том числе и норм оценивания) с детьми -Открытое образовательное пространство -Ориентация на компетентности, востребованные в будущем -Выстраивание пространств безопасных проб -Открытое временнОе и пространственное планирование в образовательном пространстве -Обеспечение способности действовать в ситуации высокой неопределенности -И др. СОКО: -Какой должна быть система оценки качества образования? -Какими должны быть инструменты оценки качества образования? -Какими должны быть внешние эксперты, обеспечивающие оценку качества образования и какие требования предъявляются к оценочным процедурам?
Управление развитием Управление Институты Люди
Норма Задается сверху Выращивается
Стратегия развития Видеть за лесом дерево Заблудиться в трех соснах Стратегия Определять дальний горизонт Задать последователь ность шагов
Стратегические принципы в системе образования Индивидуализация Массовость Самостоятельность Направленность на социально-экономические эффекты