Кафтасева Настя ФП группа 2067
Парадигмы когнитивной и личностной педагогики Подход Е.А. Ямбурга
содержание Заглавие Е.А. Ямбург Типология педагогических парадигм по Ямбургу Парадигма когнитивной педагогики «+» когнитивной педагогики и «-» ее неиспользования Парадигма личностной педагогики ребенок - личность Два разных полюса
Евгений Александрович Ямбург Доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, член- корресподент Российской академии образования, директор Центра образования 109 г. Москвы. Автор книг: "Педагогический ансамбль школы" "Воспитание историей" "Эта "скучная" наука управления" "Школа для всех"
Типология педагогических парадигм по Ямбургу Е.А. Ямбург строит свою типологию, не противопоставляя выделенные базовые модели образования как « хорошие» и «плохие», «правильные» и «неправильные», а по принципу взаимодополнения. Он говорит о когнитивной и личностной философии образования и рассматривает соответствующие им способы организации и реализации учебно-воспитательного процесса.
Парадигма когнитивной педагогики Центрирована на интеллектуальном (когнитивном) развитии ребенка, сквозь призму которого он пытается решать большинство проблем воспитания и обучения. Соответствующая модель образования ориентирует школу на предметные программы, фиксированные, поддающиеся оценке результаты, селекцию детей по уровню способностей: Многообещающие дети дети, которые нуждаются в коррекционном режиме обучения
«+» когнитивной педагогики и «-» ее неиспользования «+» позволяет готовить ребенка жестким требованиям современного общества Позволяет соотносить организацию развития ребенка не столько с реализацией его уникальной индивидуальности, сколько с заранее определенными правилами, заданными обществом «-» Ямбург отмечает, что в практике работы отечественной школы часто реализуется некогнитивная, «зуновская» педагогика, направленная на чрезмерное расширение и углубление учебных программ, закладывающая в головы учеников знания, умения и навыки без учета «побочных» эффектов, связанных подрывом психического здоровья детей.
Парадигма личностной педагогики Переносит центр тяжести с: Основной ценностью она провозглашает развитие личности в процессе образования, придавая большое значение спонтанному, естественному развитию ребенка
ребенок - личность Парадигма личностной педагогики рассматривает ученика как личность, которая сама может и должна с помощью учителя выбрать тот путь образования, который поможет именно ей достичь наилучших результатов От педагога требуется внимательное наблюдение за личностным ростом и развитием детей, постоянный учет их индивидуальных интересов и проблем
Два разных полюса Ямбург настаивает на невозможности безоговорочного принятия « в чистом виде» ни когнитивной, ни личностной парадигм образования. Они, утверждает Ямбург, обозначают полюса планеты, именуемой личностью. Жизнь на полюсах возможна, но она требует дополнительных затрат и усилий нужно сочетание двух парадигм