Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем. Г.С. Альтшуллер 2004 Богданова В.А.
В 1946 году в СССР началась работа над созданием научной технологии творчества. Автором теории решения изобретательских задач (система ТРИЗ) является Альтшуллер Генрих Саулович. Теоретической основой ТРИЗ являются законы развития технических систем, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.
ТСМ ТРИС ЗРТС ТРИЗ
Формирование культуры мышления 1. Направленность на развитие воображения как главного компонента творческого мышления 2. Упражнения по развитию воображения выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями системно- функционального подхода, что создает, помимо развивающего, еще и обучающий эффект 3. Наличие системы проблемных ситуаций на выявление противоречий. Решение этих проблем осуществляется по алгоритму решения проблемных ситуаций (АРПС).
Технология ТРИЗ Теоретическая база Стремление технической (а в целом и любой другой) системы к увеличению степени идеальности Рабочие механизмы Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) Система изобретательских стандартов Информационный фонд Инструментарий Противоречие Идеальный Конечный Результат Ресурсы
Творческая задача Проблема с нечетко заданными условиями Проблема, содержащая некое противоречие Проблема, допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных Изобрета- тельская задача Исследова- тельская задача Конструк- торская задача Прогнозная задача Задача с достраива- емым условием
Как решать задачи с помощью ТРИЗ Определить тип задачи Сформулировать к задаче Противоречие и Идеальный Конечный Результат Выявить вещественно-полевые Ресурсы Применить приемы и способы по разрешению Противоречий Проанализировать решение Исследовательская (КАК БЫТЬ?) Изобретательская (ПОЧЕМУ? КАК ПРОИСХОДИТ?) Ресурсы Поля Ресурсы Вещества Ресурсы Информации Ресурсы Времени Противоречия могут быть разрешены: Во времени В структуре В воздействиях Система сама выполняет нужное действие, не допуская при этом нежелательных эффектов
Последовательность работы учителя по конструированию творческих задач (биология) Исходный факт Текст задачи Противоречие Идеальный конечный результат Многие арктические рыбы способны существовать в холодных водах морей при температуре – 1,8°С Как известно температура воды в арктических морях может быть ниже нуля (однако она не замерзает из-за высокой солености). Как существуют в этих условиях рыбы? Почему не замерзают жидкости их организма? Температура тела рыбы зависит от температуры окружающей среды (воды), но не должна быть ниже 0°С. Рыбы сами обладают способностью не замерзать. Ресурсы Организм рыбы сам синтезирует особое вещество, понижающее точку замерзания. Функцию «биологического антифриза» выполняют гликопротеиды.
Исходный факт Текст задачи Противоречие Идеальный конечный результат С помощью компьютера мы можем перемножать многозначные числа. Составить универсальную программу для печати произведения любых двух многозначных чисел. Произведение двух многозначных чисел может превысить максимально допустимое значение, что приведет к возникновению ошибки (переполнению). ПрограммаПрограмма, позволяющая перемножать многозначные числа, исключая аварийную ситуацию переполнения. Ресурсы Выполнение процедуры умножения многозначных чисел сводится к оперированию отдельными цифрами Последовательность работы учителя по конструированию творческих задач (информатика)
Узнавание модели в условии Прямое применение модели Исследоват ельские задачи Применение эффекта или явления Применение нескольких моделей
Использование игры «Да-Нет» при обучении ТРИЗ Постановка проблемы они легко понимаются слушателями, изменяя условия задачи, можно изменять ее сложность и размытость постановки, как правило, в них нет узкоспециальной информации, слушатели обладают всей информацией, необходимой для их решения, построение задач для игры в "Да-Нет" возможно на любом материале. Описание игры "Да" "Нет" "И да, и нет "Это не существенно Об этом нет информации" Типы задач Определить значение признака (атрибута) Задачи с линейными атрибутами Задачи с географическими атрибутами Описание объекта Задачи-ситуации Изобретательские Объяснительные
РАЗВИВАЮЩАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОКОРРЕКТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ