Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева Т.Т., к.п.н., доцент ИКП СГПУ
Главная цель образовательных учреждений и семьи идеология здоровья, здорового образа жизни как важнейшая ценность человека
Составляющие здоровья Физическое здоровье - система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. Психическое здоровье система отношений ребенка к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности; Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации. Духовное здоровье - нравственность, осмысленность и наполненность жизнедеятельности, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром.
Общим для всех участников сопровождения дошкольника становится стремление к - исследованию психосоциального состояния и развития детей в динамике; - эмоциональному благополучию ребенка, - его саморазвитию, - удовлетворению ведущих потребностей возраста; - целенаправленному социально- эмоциональному развитию; - формированию познавательных потребностей;
Психологическая защита психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний.
Цель психологической защиты По мнению А. Фрейд, это- снижение уровня тревоги и страха в ситуации внутреннего конфликта. Механизмы психологической защиты не разрешают конфликта, они лишь снижают уровень тревоги.внутреннего конфликта
Наиболее распространенные механизмы психологической защиты Отрицание Вытеснение Компенсация ПроекцияЗамещение Интеллектуализация Регрессия
Причины нарушения душевного равновесия у детей 6-7 лет 1 Потеря, болезнь, смерть 20 % 2 Травмы и опасные для жизни ситуации 17,9 3 Напряженные отношения с родителями и другими членами семьи 15,5 4 Болезни и смерть близких людей 14,2 5 Материальные утраты и нарушение покоя взрослых 11,4 6 Разные страхи 10,6 7 Отношения со сверстниками 6,6 8 Прочие напряженные ситуации 3,8
Дошкольникам характерно 70% детей имеют повышенную тревожность в межличностных отношениях; Отмечается тенденция к проявлению признаков дезадаптированного поведения: ситуативные нарушения отношений со взрослыми, неспособность приспособиться к детскому обществу, к дошкольному учреждению, наличие устойчивых проблем в отношениях с родителями.
Дошкольники используют как активные, так и пассивные способы защиты с количественным преобладанием активных. Психологическая защита чаще адекватна угрозе и направлена на принятие ситуации ребенком и на позитивное развитие отношений с окружающими. Присутствуют разнообразные защитные стратегии, часто используются компромисс и сублимация.
«Копинг" охватывает широкий спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций
Классификации копинг-стратегий 1) разрешение проблем; 2) поиск социальной поддержки; 3) избегание Выделяют три плоскости, в которых происходит реализация копинг- стратегий поведения: поведенческая сфера; когнитивная сфера; эмоциональная сфера
Виды копинг-стратегий поведения разделяются с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные ( активное преодоление, альтруизм), относительно адаптивные ( поиск социальной поддержки, отвлечение), неадаптивные ( изоляция, агрессия, компенсация, уход от реальности).
Стратегии когнитивного копинга: - адаптивные: поиск решения проблемы, придание смысла, - частично адаптивные: ориентация на мнение значимых других, отрицание, - неадаптивные: избегание проблемы, растерянность.
Стратегии эмоционального копинга: - адаптивные: эмоциональное сосредоточение, - частично адаптивные: поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка, - неадаптивные: подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.