НАЙТИ ПОДХОД К ЧЕТВЁРКЕ МУШКЕТЁРОВ (Учёт типа темперамента в учебной деятельности)
Термином «темперамент» обозначают динамические особенности поведения
Необходимо планомерно развивать положительные качества каждого темперамента и стараться ослабевать имеющиеся недостатки, отрицательные свойства того или иного темперамента
Чаще встречается смешанный тип темперамента с преобладанием одного из них
ХОЛЕРИК Порывист, импульсивен, энергичен Легко отдаётся делу, но неуравновешен Склонен к бурным эмоциям и резким сменам настроения, вспыльчив Агрессивен, невыдержан, конфликтен Целеустремлённый, решительный Увлекающаяся натура Настроение чаще боевое
Сильные стороны Настойчивость Упорство Энергичность Способность быстро принимать решения Слабые стороны Вспыльчивость Агрессивность Нетерпимость к чужим недостаткам Плохо переносит критику
Педагогический подход Найти приёмы быстрого вовлечения в работу Постоянная занятость для выхода энергии Аргументированное выставление отметок Контроль и руководство выполнения учебных заданий
Уважительное отношение к личности для предупреждения агрессивных реакций Имеют воздействие замечания, сделанные спокойным, требовательным тоном Подходят фронтальные опросы, поиск нестандартных решений, проблемное изложение учебного материала В новых знаниях важна общественная значимость, престижность
ФЛЕГМАТИК Невозмутим, настроение ровное, уравновешенное Терпеливый Медлительный Малообщительный
Сильные стороны Терпеливы, настойчив Основателен и аккуратен Снисходителен к колкостям в свой адрес Доводят начатое до конца Слабые стороны С трудом переключается на новую деятельность Долго и трудно адаптируется Ненаходчив, малоэмоционален
Педагогический подход Излагать материал более размеренно, стараться проверять усвоение нового Предоставлять время для обдумывания ответа, чтобы сосредоточиться Предпочтительней индивидуальная самостоятельная работа Фронтальный опрос по заранее известным вопросам
«Вернуть» в учебную деятельность помогут визуальная и тактильная стимуляция Не следует объединять с ребятами, чей темп работы выше Проявление доброты, заботы, поддержки, «ласковый упрёк», поощрение активности
МЕЛАНХОЛИК Медлительный, сдержанный, замкнутый Ранимый, чувствительный, легко замыкается в себе Быстро утомляется, имеет низкую работоспособность Предпочитает работать по алгоритму При возникновении трудностей «опускает руки» Доброжелательный
Сильные стороны Хорошо работает в знакомой обстановке Чётко следует алгоритму Аккуратен Тактичен Способен к сочувствию Слабые стороны С трудом переносит всё новое Мнительный, внушаемый Болезненно чувствителен Медленно сосредотачивает внимание на уроке
Хорошо выполняет монотонную работу, легко составляет списки, планы Лучше работает письменно Критика выбивает из колеи, нуждается в постоянном подбадривании, похвале Резкий тон учителя тормозит деятельность ученика Педагогический подход
Учителю необходима выдержка, пока ученик сосредоточиться и начнёт отвечать Следует в минимальной степени отвлекать ребёнка, стараться не переключать его внимание Наиболее благоприятны 2 и 3 уроки, начало недели, начало и середина четверти Предоставлять достаточно времени на обдумывание
Оценка деятельности индивидуальная, аргументированная, с акцентом на положительных моментах Поручения, не связанные с долгосрочной ответственностью, длительностью
САНГВИНИК Живой, подвижный, активный Работоспособен и усидчив, но плохо переносит монотонную, однообразную деятельность Легко переключается с одного вида деятельности на другой, увлечённый Сверхобщительный, легкомысленный Жизнерадостный, отзывчивый
Сильные стороны Быстро привыкает ко всему новому Спокойно переживает неудачи и критику Работоспособен и усидчив Быстро включается в работу Слабые стороны Не доделывает то, что неинтересно Склонен переоценивать себя Легкомысленность
Педагогический подход На парте не должно быть ничего постороннего Необходимо побуждать к самоконтролю в работе Контроль деятельности и результатов, не допуская поверхностного и небрежного выполнения заданий Разнообразные приёмы закрепления нового материала
Подходит фронтальный опрос Важна практическая сторона получаемых знаний, различные способы их получения Систематическое поощрение Твёрдость в тоне замечания Оценка деятельности должна быть чёткой, спокойной, аргументированной Ученик-сангвиник отзывчив на доброжелательное отношение учителя
Что такое темперамент и откуда взялся он? Не поверите, но все же, человек с ним был рожден. Кто срывается на крик и права качает часто, Называется холерик, с ним соседствовать опасно. Кто найдет на все ответы и не растеряется? То сангвиник, каждый знает, этот не сломается. Меланхолик будет хлюпать, причитать да охать Что порой для нашей жизни несомненно плохо. Но флегматик дальше всех и к себе поближе Все до лампочки ему, да хоть летом лыжи. Вот такие мы, друзья, разные с рождения. Вы уже нашли себя здесь в стихотворении? Темперамент-приговор от природы нашей, Но в работе над собой каждый станет краше. Что такое темперамент и откуда взялся он? Не поверите, но все же, человек с ним был рожден. Кто срывается на крик и права качает часто, Называется холерик, с ним соседствовать опасно. Кто найдет на все ответы и не растеряется? То сангвиник, каждый знает, этот не сломается. Меланхолик будет хлюпать, причитать да охать Что порой для нашей жизни несомненно плохо. Но флегматик дальше всех и к себе поближе Все до лампочки ему, да хоть летом лыжи. Вот такие мы, друзья, разные с рождения. Вы уже нашли себя здесь в стихотворении? Темперамент-приговор от природы нашей, Но в работе над собой каждый станет краше.