ПОЗНАНИЕ Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 22» г. Новотроицка Оренбургской области О. Ф. Свистунова Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Advertisements

ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Познаваем ли мир ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. План. 1.Бытие и познание. 2.Познаваемость мира как философская проблема. 3.Познание как деятельность. 4.Чувственное познание.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Знание-сила».(Ф.Бэкон) Знания человечества Деятельность Деятельность человека основана на использо- вании знаний накоп-
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Научное познание. Виды познания мира Обыденное сознание Наука Искусство Какие виды познания вам известны?Подумайте, в чем заключаются особенности каждого.
1 ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ. ИСТИНА – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко.
Познавательная деятельность. Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
Познание и знание Урок 2 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Тест 1. Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки.
Научное познание. Обыденное сознание Наука Искусство.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Транксрипт:

ПОЗНАНИЕ Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 22» г. Новотроицка Оренбургской области О. Ф. Свистунова Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ

Познаваем ли мир ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ. СКЕПТИКИ- ПОЗНАНИЕ МИРА ВОЗМОЖНО, НО СОМНЕНИЕ В ПОЛУЧЕННОМ ЗНАНИИ. 2

Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания 3

Познаваем ли мир АГНОСТИЦИЗМ - ( ОТ ГРЕЧ. НЕПОЗНАВАЕМЫЙ) - ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОСТИЧЬ ТОЛЬКО ВНУТРЕННЮЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ, НО НЕ ВНЕШНЮЮ. (агностики) КОНВЕНЦИАЛИЗМ - ЗНАНИЯ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ СОГЛАШЕНИЙ УЧЕНЫХ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - ПРИЗНАВАЯ СЛОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ, НЕ ОТРИЦАЮТ ЕГО. 4

Познание как деятельность ЗНАНИЕ Результат особого процесса – познавательной деятельности людей Специально организованный процесс (исследования) Познание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса познавательной деятельности людей. 5

«Знание-сила».(Ф.Бэкон) Знания человечества Деятельность Деятельность человека основана на использо- вании знаний накоп- ленных человечеством 6

«Знание-сила».(Ф.Бэкон) Каждый человек, пропуская через себя огромный информационный поток, усваивает лишь небольшую его часть Это - усвоенные нами знания 7

«Знание-сила».(Ф.Бэкон) Разнообразие знаний О способах деятельности Знания о формировании знаний О предметах и их свойствах 8

Способы получения знаний. Познавательная деятельность Знание приобретается в результате опыта!!! 9

Способы получения знаний. образование наука Знание-результат специально- организованной деятельности 10

Познание как деятельность ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ: ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ : ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ( НА УРОВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) СВЯЗАНО С МЫШЛЕНИЕМ - ЯЗЫКОМ 11

Виды познавательной деятельности В СООТНОШЕНИИ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ РАЗЛИЧАЮТ ПОЗИЦИИ СЕНСУАЛИСТОВ И РАЦИОНАЛИСТОВ. СЕНСУАЛИСТЫ НА ПЕРВОЕ МЕСТО СТАВЯТ ЧУВСТВЕННУЮ ПОЗНОВАТЕЛЬНУЮ СПОСОБНОСТЬ, А РАЦИОНАЛИСТЫ ПРИЗНАЮТ ТОЛЬКО РАЗУМ. ПРИЗНАНО, ЧТО ЧУВСТВЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ, НЕ СМОТРЯ НА ЕЁ ОГРАНИЧЕННОСТЬ – ЕДИНСТВЕННЫЙ КАНАЛ С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАН С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРЕОДОЛЕВАЕТ НЕДОСТАТКИ ЧУВСТВЕННОГО И ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОСТУПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. 12

Формы чувственного познания Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов О щущение 13

Виды чувственного познания мира. Внешние качества Совокупность внешних качеств Чувственный образ без непосредственного воздействия 14

Каналы получения информации. вкус осязание зрение слух обоняние 15

Каналы получения информации. Чувство равновесия Музыкальное удовольствие Чувствительность кожи 16

Каналы получения информации. В современном обществе информация становится жизненно необходима 17

Мышление Мышление, рациональное познание -это необходимый этап познавательной деятельности человека 18

Формы рационального познания Вывод нового знания на основе имеющихся суждений У мозаключение Логическая связь понятий С уждение Логически обобщенный образ предмета П онятие 19

Рациональное познание, в отличие от чувственного: 1)дает истинные знания о предмете 2)опирается на ощущения 3)расширяет представления о мире 4)использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: непосредственное восприятие предмета систематизация информации классификация полученных данных формирование понятий 20

Мыслительные операции Маленький и большой Красный- вкусный Фрукты Яблоки 21

Мыслительные операции фрукт желтый трава Изогнутый Гроздь Африка Мякоть Формирование понятий Понятие - это мысль, отражающая предметы или явления в их признаках 22

Мыслительные операции Суждение - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. 23

Мыслительные операции Умозаключение - логический вывод, связывающий два или более суждения. 24

Взаимосвязь чувственного и рационального познания Развитие умственных способностей связано с чувственными ощущениями Массаж 25

Основные мыслительные операции анализсинтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на частиобъединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему 26

Что такое абстрагирование? Приведите пример абстрагирования. 27

Стороны процесса познания Цель - познание окружающего мира 28

Стороны процесса познания Полученное знание зависит от метода познания. Возможно существование нескольких теорий одновременно. 29

Роль практики в познании Практика – материальное освоение человеком окружающего мира. Практика Основа познания Критерий истинности знаний Цель познания 30

Докажите, что практика – основа познания 31

ИСТИНА – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

СВОЙСТВА ИСТИНЫ Философы о истине АристотельР.Декарт Платон и Гегель Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания - ясность. 33

34 Свойства истины Конкретность- зависимость истины от места, времени и др. условий её получения Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

35 Формы истины Научная истина Обыденная или житейская истина Художественная истина Нравственная истина

Противоположности истины Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение. 36

Истина Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету. Относительная истина Абсолютная истина Субъективность Объективная истина Главный критерий истины – практика! 37

38 ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА- - ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕМ- ЛИБО АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – ЭТО ПОЛНОЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О СЛОЖНОМ ОБЪЕКТЕ КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ ПРАКТИКА

Полное, исчерпывающее знание называется: 1)относительной истиной 2)абсолютной истиной 3)объективной истиной 4)теорией 39

40 Критерии истины Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. У рационалистов критерием истины выступал разум. Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями «конвенции» Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач. Критерии признак, по которому производится оценка, определение, классификация чего-либо, мерило оценки

Виды познания мира Обыденное сознание Наука Искусство Какие виды познания вам известны? Подумайте, в чем заключаются особенности каждого вида? 41

Виды познания мира Обыденное сознание Обыденное сознание отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств. плохохорошо Всегда ли одинакова оценка одних и тех же событий? 42

Виды познания мира Восприятие искусства носит индивидуальный характер 43

Виды познания мира Научное познание объективно и не зависит от сознания человека 44

Наука – основная форма познания стремление к объективности целенаправленность определенные методы точность особый язык выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний + искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт… 45

Установите соответствие Положение Вид познания общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность научное обыденное художественное для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений 46

Уровни научного познания Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы Главная задача – объяснение изучаемых явлений Главная задача – описание предметов и явлений Рациональные формы познания ПСУ Чувственные формы познания ОВП ТеоретическийЭмпирический 47

Теория как форма научного знания Теория - особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений, законов науки Свойства элементов зависят от местоположения в периодической таблице Тяжелые элементы - нестабильны Сверхтяжелые - зона стабильности. (117…) 48

Этапы теоретического познания постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов, научных прогнозов предположение 49

Гипотеза и закон Предположение, догадка В чем разница между гипотезой и законом? Наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений. Приведите примеры закона и гипотезы 50

Когда гипотеза становится законом? Гипотеза и закон 51

Гипотеза и закон Развитие человечества носит прогрессивный характер Гипотеза 52

Методы научного познания Метод – совокупность приемов получения определенного результата Метод познанияМетод познания – способ познания явлений природы и общественной жизни с целью построения обоснования системы знаний Эмпирические методыТеоретические методы Наблюдение включенное внешнее (невключенное) Эксперимент исследовательский проверочный мыслительный Анализ Синтез Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) Моделирование 53

ПОНЯТИЯ ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio - выведение) – цель умозаключений (рассуждений), в результате которых их общих знаний человек получает знание конкретное ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - наведение) – умозаключение от фактов к общему утверждению 54

Моделирование МОДЕЛЬ - это нечто, способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет, это не само явление, а его упрощенное изображение. (М.Фоменко) Сопоставление чего-либо с каким-то событием 55

Моделирование Причины перехода людей на альтернативные формы познания- «Кризис науки» 56

Установите соответствие Методы научного познания Уровни научного познания эксперимент теоретический эмпирический математическое моделирование наблюдение структурный анализ системный подход 57

Основные отрасли научного познания Науки Фундаментальные (физика, химия и т. д.) Прикладные (агрономия, зоотехния и т. д.) По предмету и методу познания ЕстественныеТехническиеОбщественныеГуманитарные Физика Химия Биология Информатика Генная инженерия История Социология Политология Филология Психология Этика 58

Виды ненаучного познания 59

Виды ненаучного познания Древнейшее мироощущуние Мифы очищенные от элементов святости превратились в сказки и героические эпосы 60

Виды ненаучного познания Свод рецептов поведения, выработанный народом в процессе своего развития 61

Виды ненаучного познания Эстетическое отношение человека к действительности Эмоциональная окраска Образная система Гесиод: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду 62

Виды ненаучного познания Накопление знаний в процессе жизни конкретного человека Знания Нормы поведения... И опыт,сын ошибок трудных На ошибках учатся 63

Виды ненаучного познания Околонаучные, «туманные» знания «Неразвитость» наукиБезаппеляционность Иногда приводит к научным открытиям 64

ОТЛИЧИЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТ ОБЫДЕННОГО наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов, что не свойственно обыденному познанию научное познание требует особых языков науки; в отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы, формы, инструментарии познания для научного познания характерны планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования отличны и способы обоснования истинности знаний 65

Специфика познания общества Социальное познание Объект и субъект познания совпадают Сложность изучаемого объекта Изучаемые события и явления неповторимы Методы социального познания ограничены 66

Верны ли следующие суждения о социальном знании? А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания. Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны 67

Самооценка Самооценка - эмоциональное отношение к собственному образу. 68