«Телесно-ориентированный подход как здоровьесберегающий компонент воспитательно-образовательного процесса» Подготовили: Спиридонова И. А., педагог-психолог Помыткина И.А., руководитель физического воспитания МДОУ «ЦРР – детский сад 59»
Организм является материальным отражением всех пережитых эмоциональных состояний
У детей, сдерживающих свои эмоции, формируются телесные блоки
Факторы негативно влияющие на психофизическое здоровье ребёнка Особенности системы воспитания Завышенные требования к ребёнку Отсутствие тёплых эмоциональных взаимоотношений
Анализ психофизических особенностей развития детей
Телесно-ориентированный подход. В основе лежит неразрывная связь тела и духовно-психической сферы Телесно-ориентированный подход. В основе лежит неразрывная связь тела и духовно-психической сферы Цель - мобилизация энергии тела и возвращение ребёнка к его первичному состоянию, снятие психофизических зажимов, коррекция различных нарушений развития, профилактика психосоматических заболеваний.
Способы освобождения энергии Накопление в теле энергии по средствам дыхания Использование релаксации Прямое воздействие на хронические зажимы посредствам давления на них, растяжения с целью расслабить- массаж. Растяжки Проговаривание возникающих ощущений.
Глаза Рот Рот Шея Шея Диафрагма Диафрагма Живот Грудь Таз
Глаза Причина- Нарушение безопасности и чувства реальности. Снятие мышечного напряжения- посредствам большого раскрывания глаз, вращательные движения глазами, мобилизация мышц век и лба
Рот Причина- удержание гнева, плача, крика и др. Снятие мышечного напряжения- имитация плача, произнесение звуков, прямое воздействие на мышцы.
Шея Причина- Сдерживание крика, плача. Снятие мышечного напряжения- с помощью крика, плача, воздействия на мышцы языка и шеи.
Грудь Причина- сдерживание смеха, гнева, печали и др. Снятие мышечного напряжения- полный выдох, воздействие на мышцы рук.
Диафрагма Причина- нельзя плакать, избегание чувства грусти и печали. Ребёнок «должен» сдерживать сильный гнев. Снятие мышечного напряжения- работу с дыханием.
Живот Причина- страх нападения, подавление злости, неприязни. Снятие мышечного напряжения- снятие зажимов.
Таз Причина- подавления возбуждения, гнева, удовольствия, наказание, ограничение движения. Снятие мышечного напряжения- мобилизации мышц таза и ног.
Телесно-ориентированный подход эффективен для: развития координации и равновесия; мелкой моторики; речи; зрительных, тактильных, слуховых анализаторов; эмоциональной сферы; навыков общения; повышения сенсорной чувствительности; обучения основам саморегуляции; коррекции нарушений эмоционально-волевой сфере детей; снятия эмоционального и психомоторного напряжения.
Элементы телесно-ориентированного подхода Пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев рук, мудры Подвижные игры различной интенсивности Массаж и самомассаж
Ритмические и танцевальные упражнения Дыхательная, звуковая, артикуляционная гимнастика Стретчинг, йога Коммуникативные игры
Игры и упражнения на знакомство и закрепление эмоциональных состояний Релаксационные упражнения и этюды Игры и упражнения валеологической направленности
Целенаправленное воздействие с помощью музыки, речи, движения позволяет положительно влиять на психофизическое здоровье ребёнка. ДВИЖЕНИЕ РЕЧЬ МУЗЫКА
Где можно использовать элементы телесно-ориентированного подхода В совместной деятельности с детьми Как часть занятия На прогулке В индивидуальной и коррекционно- развивающей работе В игровой деятельности В различных режимных моментах В свободное время для снятия эмоционального напряжения педагогов