1 Всероссийская конференция по высшему и среднему медицинскому образованию (1920г.). Была ликвидирована религиозная направленность устава общин сестер милосердия, в учебные планы были внесены изменения, церкви при общинах были закрыты и священники выведены из состава преподавателей.
В 1922г. сестринские школы и курсы перешли в подчинение Народного комиссариата просвещения Это способствовало улучшению общеобразовательной подготовки медицинских сестер, большинство из которых до поступления в сестринские школы имели 2 класса образования.
I Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию (Москва 1922г.) Были определены типы средних медицинских учебных заведений, единые учебные планы, программы и сроки обучения (2 года). Обсуждались вопросы специализации медицинских сестер: сестер социальной помощи, сестер по охране материнства и младенчества, медицинских сестер для лечебных учреждений, акушерок.
Типы средних медицинских учебных заведений (1925г) : Фельдшерско-акушерские школы со сроком обучения 4 года. В них принимали лиц, закончивших 4 класса. Фельдшерско-акушерские школы, в которых специалистов готовили 2,5 года. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было закончить семилетнюю школу. Школы по подготовке медицинских сестер по уходу за больными со сроком обучения 2 года. В школу принимались лица с 4-классным образованием. Техникумы, школы и курсы с различными сроками обучения для сестер- воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества. Профилактические техникумы, срок обучения в которых составлял 4 года. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года. Двухгодичные курсы санитарных помощников. Курсы переобучения военных (ротных) фельдшеров для работы в школах; срок обучения 3 года. Курсы дезинфекторов со сроком обучения 6 месяцев. Курсы по подготовке массажистов. Срок обучения 1 год.
II Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию (1926 г. Москва) Все медицинские школы и курсы медицинских сестер были преобразованы в медицинские техникумы, имеющие отделения для подготовки медицинских сестер, акушерок, сестер по охране материнства и младенчества, фельдшеров, лаборантов и др. В них принимались лица, окончившие семилетнюю школу. Были подготовлены новые учебные планы и программы. Срок обучения в медицинском техникуме составлял 2,5 года.
В 1953 г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища и ликвидирована их многопрофильность. Были определены сроки обучения в зависимости от общеобразовательной подготовки поступающих (8 или 10 классов образования). В учебные планы медицинских училищ было введено практическое обучение.
С 1954 г. стали готовить медицинских сестер для детских дошкольных учреждений, введена специализация медицинских сестер по различным разделам клинической работы (физиотерапия, анестезиология, хирургия, массаж, лечебная физкультура и др.).
1965г.: открытие медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. Стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно- профилактических учреждениях.
Основные причины, тормозившие развитие сестринского дела в России: низкий профессиональный и социальный статус медсестры, низкий уровень подготовки и отсутствие перспектив профессионального роста, недооценка значимости научных принципов и подходов к организации и управлению сестринской деятельностью, пренебрежение зарубежным опытом.
Признаки несоответствия образовательных программ по подготовке медсестёр требованиям международных стандартов: недостаточная продолжительность додипломной подготовки медсестёр; относительно молодой возраст выпускников медицинских училищ; отсутствие в программах ряд дисциплин гуманитарного, социального, экономического содержания; отсутствие многоуровневой системы образования; отсутствие квалифицированных преподавателей из числа медсестёр с высшим образованием.
Причины кризиса в здравоохранении России повышение потребности населения в медицинских услугах (за счёт постарения населения, хронизации патологии, появления ранее неизвестных заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, отсутствия у населения ответственного отношения к собственному здоровью), быстрый рост дороговизны медицинских услуг.
Начало реформы сестринского дела в России г. Начал реализовываться международный проект "Новые сестры для новой России".
1 Всероссийская научно-практическая конференция по теории сестринского дела (июль 1993) Обсуждение перспектив развития сестринского образования в России, в лексикон медицинских работников были введены термины «философия сестринского дела», «сестринский процесс», «сестринский диагноз» и др.
Главная цель реформы сестринского дела в России: привести систему подготовки специалистов сестринского дела в соответствие с требованиями здравоохранения, чтобы повысить эффективность охраны здоровья населения, обеспечить медицинскую помощь, соответствующую потребностям каждой семьи и каждого гражданина страны.
Решение коллегии МЗ РФ от «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации» Подтверждена целесообразность многоуровневой системы подготовки медицинских сестер, включая и высшее сестринское образование.
Система многоуровневой подготовки специалистов сестринского дела (в РФ окончательно сформировалась к 1996г.) включает 4 профессионально- образовательных уровня: базовый (основной) уровень на базе медучилища или колледжа, срок обучения 2 года 10 мес. повышенный (углублённый) уровень на базе колледжа с присвоением квалификации сестра-организатор, срок обучения 10 мес. высшее сестринское образование на базе медицинского вуза, срок обучения 4 года, послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура)
Базовый (основной) уровень на базе медучилища или колледжа Получившие базовое образование имеют специальность среднего медицинского работника. Новая образовательная программа обучения по специальности «Сестринское дело» на этом уровне рассчитана на 2 года 10 мес., что обеспечивает возможность подготовки специалистов, способных проводить профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия.
Повышенный (углублённый) уровень на базе колледжа с присвоением квалификации сестра-организатор предназначен для обучения лиц, имеющих среднее медицинское образование и стаж работы, и предполагает углубление знаний по вопросам управления и экономики, необходимых для выполнения руководящих функций в условиях реформы здравоохранения. Этот уровень обуче- ния дает возможность приобрести специальность медицинской сестры- организатора и медицинской сестры общеврачебной (семейной) практики.
Высшее сестринское образование на базе медицинского вуза могут получить лица со средним медицинским образованием. Окончившие факультет высшего сестринского образования получают квалификацию «менеджер», могут работать руководителями и организаторами сестринского дела, преподавателями сестринского дела в медицинских училищах и колледжах, научными работниками по проблемам сестринского дела, руководителями домов и отделений сестринского ухода, хосписов и отделений паллиативной медицинской помощи, получать послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура)
Создание Ассоциации медицинских сестер России (1992) Основные направления работы ассоциации: повышение роли медицинской сестры в системе здравоохранения, повышение престижности профессии; повышение качества медицинской помощи; распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела; возрождение традиций сестринского милосердия; защита интересов медицинских сестер в законодательных, административных и других органах; организация сбора информации по сестринскому делу, ее анализ и распространение; сотрудничество с международными организациями и правительственными учреждениями.
Всероссийская конференция по сестринскому делу (Санкт-Петербург, июнь 1996) Был принят проект первого «Этического кодекса медицинской сестры», разработанный Ассоциацией медицинских сестер России.
«Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» ( ) Развитие первичной медико- санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.
1 всероссийский съезд средних медицинских работников (ноябрь 1998) Одной из поставленной им задач было принятие отраслевой Программы развития сестринского дела.
Принята Отраслевая Программа развития сестринского дела в РФ (январь 2001) Перед здравоохранением РФ поставлены следующие первоочередные задачи: развитие первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения, реструктуризация лечебно-профилактических учреждений, направленная на сокращение сроков пребывания в стационаре; расширение объёмов помощи на дому; увеличение реабилитационных мероприятий; формирование больниц/ отделений с различной интенсивностью лечения и ухода; внедрение хосписов и оказание паллиативной помощи умирающим.
II Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века» ( ) Были подведены итоги по выполнению решений I Всероссийского съезда средних медицинских работников по реформированию сестринского дела в России, обсуждены актуальные вопросы качества медицинской помощи, оказываемой средним медицинским персоналом, новые организационные формы деятельности специалистов сестринского дела.
III Всероссийский съезд средних медицинских работников «Будущее профессии создадим вместе: образование, профессионализм, качество» (15-16 октября 2009г. в г. Екатеринбурге ) На съезде были рассмотрены основные направления и задачи развития среднего медицинского и высшего сестринского образования. По итогам работы съезд принял программу развития сестринского дела в РФ на годы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!