Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Тема проекта «Рябина красная»
Автор проекта Погодина Елена Михайловна, учитель-логопед Муниципального дошкольного Образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 8 «Ягодка» г. Волжска РМЭ Руководитель проекта Смелкова Нина Николаевна, учитель-логопед ДОУ 4 «Калинка» г. Волжска РМЭ
Актуальность У детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Большое расхождение объёма пассивного и активного словаря по данной теме. Употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Цель Преодоление нарушения формирования лексики у детей с ОНР посредством расширения словарного запаса, сведением к минимуму расхождения объёма активного и пассивного словаря, исключения неточного употребления слов, формирования семантических полей, преодоления трудностей актуализации словаря.
Задачи изучить специальную литературу по проблеме; провести речевое обследование детей с целью выявления особенностей лексико- грамматического строя речи; наметить основные направления коррекционного воздействия; определить механизм взаимодействия логопеда с воспитателями и родителями; провести контрольное обследование с целью выявления результативности работы.
Субъекты: дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, посещающие старшую и подготовительную группы. Объекты: состояние речевых возможностей у детей с ОНР. Предмет исследования: способность употреблять трудно запоминающиеся и трудно усваиваемые слова, а также слова и словосочетания, сложные по слоговой структуре.
Гипотеза: повышение эффективности преодоления ОНР у детей будет более успешным, если: создать оптимальные условия для овладения словами и словосочетаниями, сложными по слоговой структуре, а также трудно запоминающимися и усваиваемыми словами; привлечь родителей к процессу коррекционной работы; обеспечить организацию совместной работы учителя-логопеда, воспитателей по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи с учётом специфического состава группы.
I этап-подготовительный (май 2008г.) 1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме; 2. создание оптимальных условий для проявления речевой активности детей; 3. определение состояния речевых навыков и умений у детей по теме «Рябина красная».
II-основной (май 2008 г., сентябрь 2008г., декабрь 2008г., апрель 2009 г.) 1. составление тематического плана мероприятий с детьми; 2. организация обучения родителей коррекционным приёмам работы с ребёнком; 3. работа с детьми по тематическому плану.
III-заключительный (май 2009г.) 1. оценка уровня речевого развития детей после проведённых мероприятий; 2. определение наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями в коррекционном обучении дошкольников; 3. теоретическое и практическое обоснование результатов.
Формы совместной деятельности логопеда и детей Игра Выставка детских работ Коррекционная работа Беседы Прогулки, экскурсии ЗанятияНаблюдения
Прогнозируемые результаты Формирование у дошкольников умения использовать в речи слова трудно запоминающиеся и трудно усваиваемые. Развитие способности употреблять слова и словосочетания, сложные по слоговой структуре. Осуществление связи учителя-логопеда с воспитателями и родителями. Использование широкой вариативности в выборе форм и методов обучения.
Экскурсия в изостудию ДОУ 8 «Ягодка» и детскую библиотеку
Беседы и наблюдения
Прогулки
Занятия
Коррекционная работа
Выставка детских работ
Заключение Все выше перечисленные методы, формы и приёмы будут способствовать: употреблению слов сложного слогового состава; усвоению трудно запоминающихся слов; формированию, расширению и уточнению словарного запаса детей; развитию психических процессов; развитию общей и мелкой моторики путем максимального использования предметно- практической деятельности детей; взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями и родителями.