Технологии работы с детьми ОВЗ
Правовые документы, отражающие социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав инвалидов; Декларация прав умственно-отсталых лиц; Конвенция о правах ребенка.
Законодательные документы, отражающие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии Конституция РФ Закон РФ «Об образовании» Закон «Об образовании» утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии и гарантирует им: воспитание и обучение; социальную адаптацию и интеграцию в общество.
В решении коллегии Министерства образования РФ от г. 1-2 говорится: «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.
Коллегия, в частности, обращает особое внимание на: интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников; допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной незащищенности; разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей; усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ; активнее вовлекать детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В.А. Сухомлинский «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В.А. Сухомлинский
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ 1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям. 2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. 3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха. Приемы : Снятие страха - « Ничего страшного...» Скрытая инструкция - « Ты же помнишь, что...» Авансирование - « У тебя получится...», « Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - « Нам это нужно для...» (« Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы »). Педагогическое внушение - « Приступай же... Высокая оценка детали - « Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» (« Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т. д.»)
5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приемы : Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах ( на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас ). 6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Фитотерапия Ароматерапия Музыкотерапия Хромотерапия или Цветотерапия Рефлексотерапия и точечный массаж Куклотерапия Сказкотерапия Песочная терапия
Фитотерапия - Лечение с помощью лекарственных растений. Эффективное лечебное и профилактическое средство.
Музыкотерапия - Это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Цветотерапия - Лечение цветом. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.
Куклотерапия - Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Песочная терапия Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно- количественных представлений, для развития мелкой моторики Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию..
Рефлексотерапия и точечный массаж Сказкотерапия Дети – профессиональные режиссеры. Это психотерапия и психокоррекция, образность и метафоричность языка, психологическая защищенность.
Личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания- в центре их внимания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Педагогика сотрудни чества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Новые информационные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Цели новых информационных технологий: Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить. Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Спасибо за внимание !