Доктор медицинских наук профессор Ә.Ж.Есiм
Подготовка научно-практических кадров в настоящее время претерпевает значительные изменения. В гуманитарных и научно-технических направлениях данная реорганизация обучения, по- видимому, позволяет быстро ориентироваться и найти оптимальный вариант решения поставленных задач. Медицинская наука и практика решает (как считают политологи) прикладную задачу общественного развития. Входя в мировое сообщество, Казахстанская медицинская наука и практика, имея достаточный опыт в своем развитии, не должна находиться в роли арьергарда.
Подготовка специалиста зависит от следующих факторов Оснащенности и организации учебно- клинической базы; Квалификации преподавательского состава; Общеобразовательного уровня обучающегося; Мотивации обучаемого и обучающего.
Учебно-клинические базы для подготовки научно-ориентированных кадров детских стоматологов в РК и в прошлые времена не всегда соответствовали требованиям и, естественно не отвечают требованиям сегодняшнего и будущего времени. В настоящее время научно-ориентированные кадры детских стоматологов и детских челюстно-лицевых хирургов соответствуют ли уровню развитых стран? Естественно, не соответствует.
Пример. В течение лет мы изучали результаты хейло-и ураностафилопластики, выполненных в регионах РК и убедились, что у 50% детей и подростков произведены реоперации. Детский стоматолог в условиях стоматологической поликлиники проводит обследование и лечение основных стоматологических заболеваний. Знает ли детский стоматолог организм ребенка, его патологию, особенности психо-физиологического развития в каждом возрастном периоде и патологию, более специфичную соответствующего периода развития?
Особенности детского организма преподается на кафедре педиатрии. Сроки обучения для будущих стоматологов 3-4 дня. Что можно узнать и усвоить за столь краткосрочный цикл? Тем более в условиях учебной комнаты (в основном). Возможно, для стоматологов, обслуживающих взрослое население этого достаточно т.к. знания по пропедевтике и факультетской терапии они получают на соответствующих кафедрах. Недостаток знания им удается наверстать по ходу возникновения определенных ситуаций.
Детский стоматолог в поликлинике изучает ли основы педиатрии и детской нейропсихологии? Вряд ли. Поэтому в детских кабинетах терапевтической и хирургической стоматологии нередко лечение проводится под «крикаином». Мотивации обучаемого и обучающего. Из-за недостаточного знания патофизиологии детского возраста и отрицательного влияния лечебно- профилактических мероприятий, а также неполноценности собеседования с родителями, определенный процент взрослого населения отказывается от стоматологической, особенно, терапевтической помощи и готов пожертвовать собственным органом (зубом), играющим наиважнейшую роль в жизнедеятельности. Нередко многие заболевания впервые обнаруживаются в полости рта и большинство детских стоматологов плохо ориентированы.
Детский стоматоло г Факультетска я педиатрия Пропедевтика детских болезней Детская психоневроло гия Детская эндокринолог ия Возрастная анатомия и физиология Детская ортопедия
Обучение указанных дисциплин должно проводиться в условиях клиники с преломлением на стоматологию. После завершения указанных циклов и специализации детский стоматолог должен получить сертификат соответствующего уровня. Подготовка детских челюстно-лицевых хирургов (хотя они имеют соответствующий документ) практически не соответствует названию специализации. Детская челюстно-лицевая хирургия – это раздел детской хирургии и только изучает топографо- анатомические особенности и на основании их проводит лечение хирургической патологии.
Детские челюстно-лицевые, как и все стоматологи, проходят основу педиатрии за 3-4 дня в кабинетах (теоретически). Любая хирургическая патология – это патология всего организма ребенка и недостаточное знание отражается на конечной цели лечебных мероприятий. Детский организм – это растущие системы, патология отдельных клеток и части органа может в последующем отражаться на формировании органов и систем жизнеобеспечения в разные периоды развития. Поэтому считаем целесообразным проходить обучение будущим и ныне действующим детским челюстно- лицевым хирургам по следующим разделам клинической медицины
Детский челюстно- лицевой хирург Основы неонтологии Пластическая и реконструктивная хирургия Детская лимфология Детская неврология и нейрохирургия Детская оториноларинголо гия Детская анестезиология реаниматология Детская хирургия Факультетская педиатрия Возрастная анатомия и физиология детей Пропедевтика детских болезней Детская онкология
При прохождении специализации по данным разделам детский челюстно-лицевой хирург достоин присуждения сертификата высшей квалификации. Работа основана на изучении данных подготовки специалистов по данной специальности и имеет целью обозначения перспективного направления отечественного медицинского стоматологического образования.