Игры с песком: значение и методика работы с детьми
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д.Ушинский
Поддержание психического здоровья, развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством игр с песком. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду.
Предметно-развивающая среда
Оборудование: Водонепроницаемый деревянный ящик (песочница). Внутренняя поверхность, дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта. Коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. Формы для песка, веер, сито, кисточки. Ёмкости для воды. Магнитофон, кассеты, диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, плеск воды, шуршание песка).
Ребёнок – Экспериментатор и Изобретатель. Взрослый – ассистент и помощник.
Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточными материалами (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций (ветер, ветер ты могуч; знойное солнце; проливной дождь…) Инсценировка и театрализация. Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живёт?).
Наглядные методы. Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями. Моделирование (сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра).
Сравнение по контрасту и подобию (Буря и лёгкий ветерок). Исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок и т.д. Рассуждения (песок состоит из крупинок, вода из капелек, камень из кристаллов). Обобщение и описание (камешки – холодные, твёрдые, ракушки – ребристые, тонкие).
Поглаживание песка, Погружение рук в песок, Игра на «песочном пианино», Рисование на песке лиц с различными эмоциями, Игра «Волшебные дюны», Игра «Археологи», «Пуговичный массаж», «Песочное зеркало», «Что спрятано в песке», «Мой сон»
Агрессивное поведение (закапывание и толкание друзей). Тревожность (хаотичный выбор фигур, отсутствие сюжета). Подавленность (закапывание себя: «Я сплю и не проснусь»).