Тема: «Нарушения опорно-двигательной системы учащихся начального и среднего звена. Динамика нарушений за г. Причины» Выполнила: Мокеева Ольга ученица 11А класса Учитель биологии: А.С.Дубровина Сосновый Бор 2010г.
Цель: Цель: Определить необходимость проведения в школе здоровьесберегающих мероприятий, направленных на поддержание функциональной работы опорно-двигательной системы учащихся. Определить необходимость проведения в школе здоровьесберегающих мероприятий, направленных на поддержание функциональной работы опорно-двигательной системы учащихся. Задачи: Задачи: ознакомиться с функциями и строением скелета; ознакомиться с функциями и строением скелета; рассмотреть основные нарушения опорно-двигательного аппарата и причины их вызывающие, на примере нарушений позвоночника; рассмотреть основные нарушения опорно-двигательного аппарата и причины их вызывающие, на примере нарушений позвоночника; провести анализ медицинских осмотров учащихся 1-2 классов ( гг.), учащихся 6-7 классов ( гг.) на предмет ортопедических нарушений; провести анализ медицинских осмотров учащихся 1-2 классов ( гг.), учащихся 6-7 классов ( гг.) на предмет ортопедических нарушений; провести анализ результатов медицинских осмотров учащихся школы за 2005 – 2010 г. на предмет выявления динамики нарушений за длительный период; провести анализ результатов медицинских осмотров учащихся школы за 2005 – 2010 г. на предмет выявления динамики нарушений за длительный период; совершенствовать умение работать с различными источниками информации, продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы; совершенствовать умение работать с различными источниками информации, продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы; наметить общие рекомендации для решения проблем. наметить общие рекомендации для решения проблем.
I. Опорно – двигательный аппарат объединяет кости (пассивная часть), их соединения и скелетные мышцы (активная часть). ФУНКЦИИ: ФУНКЦИИ: 1. Опора 2. Защита 3. Движение и перемещение в пространстве.
Скелет головы Скелет туловища Скелет нижних и верхних конечностей
Позвоночник. Позвоночник. Позвонки 31-34: шейные 7 шейные 7 грудные 12 поясничные 5 крестец 5 копчик (3 – 5…)
Своды стопы: А – схема второго (продольного) свода стопы: 1 – пяточная кость 2 – таранная кость 3 – ладьевидная кость 4 – промежуточная клиновидная кость 5- вторая плюсневая кость 6 – фаланги пальцев Б – схема поперечного свода стопы: I –V – поперечный распил плюсневых костей
Устойчивость позвоночника обусловлена анатомией мышечно-связочного аппарата. мышцы мышцы поверхностные глубокие поверхностные глубокие (внешний рельеф («мышечный туловища спины) корсет») функции функции движение защита движение защита позвоночного позвоночногостолба
Формирование изгибов у младенца
Сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной плоскости (вбок). Сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной плоскости (вбок).ВрожденныйПриобретенный
А- ГРУДНО- ПОЯСНИЧНЫЙ А- ГРУДНО- ПОЯСНИЧНЫЙ Б- ПОЯСНИЧНЫЙ Б- ПОЯСНИЧНЫЙ В- КОМБИНИРОВАННЫЙ ИЛИ S- ОБРАЗНЫЙ СКОЛИОЗ В- КОМБИНИРОВАННЫЙ ИЛИ S- ОБРАЗНЫЙ СКОЛИОЗ
Плоскостопие. Плоскостопие. След ноги при различных степенях плоскостопия от нулевой до третьей.
Исследовательская работа Причины и последствия. Причины и последствия. Портфель. Портфель. Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. Масса портфеля второклассника составляет в среднем 5,5 кг Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то выше другого, развивается боковой сколиоз.
Посадка Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются.
Обувь Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины.
Динамика нарушений у учащихся 1-2 классов
Динамика нарушений у учащихся 6-7 классов
Результаты анкетирования учащихся Диаграмма 1. Анкетирование 2-х классов
Результаты анкетирования учащихся Диаграмма 2. Анкетирование 7-х классов.
Диаграмма 1. Общая динамика нарушений за период 2005 – 2010г Динамика общих нарушений осанки и сколиоза у учащихся за г.
Динамика численности в группах здоровья за г.
III. Профилактика заболеваний. 1. Правильная осанка. Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении. Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении. 2. Правильная посадка за партой. 3. Правильное питание (белки, мин. соли, витамины) 4. Правильная походка и удобная обувь 5. Посильная, равномерная физическая нагрузка 6. Тренировка мышц, суставов, связок (Физические упражнения и спортивные игры) 7. Плавание и водные процедуры 8. Массаж – лечебно – профилактическое средство 9. Закаливание
Выводы и рекомендации. Мы рекомендуем в школах следующие профилактические мероприятия: включение в уроки физкультуры элементов лечебной гимнастики (10-15мин.); повышать мотивацию учащихся к занятиям спортом; строгий контроль учителя за осанкой учеников во время уроков; необходимо освещать вопросы ношения обуви на высоком каблуке и низкой подошве, разъясняя не только последствия, а также меры профилактики (хождения босиком по камню, песку, скошенной траве, эффективны хождения на внешней стороне стопы, пятках); питание должно быть сбалансированным (употребление продуктов, содержащих кальций и фосфор); проведение тематических родительских собраний и классных часов.