Методики профессионального и личностного самоопределения Активизирующие опросники и игры
Цель метода активизации: Стимулирование готовности учащихся к размышлениям о перспективах личностного и профессионального самоопределения
Отличительные особенности: Интересность, увлекательность Личная значимость вопросов Двухплановость действий (реальные и вымышленные действия)
Применяют активные методы? - в плане активизации поиска клиентом целей и смыслов личностного самоопределения; - в плане активизации усилий клиента на достижение уже намеченных профессиональных и жизненных целей
Сложности применения методик: неготовность многих психологов- консультантов к работе в активизирующем режиме; неготовность многих клиентов к работе в активизирующем режиме
Виды активизирующих методик: Игры (карточные, бланковые) Опросники ценностно-смысловые
Анкета для экспресс диагностики выявляет: Причины затруднений при выборе профессии социальную адаптированность клиента притязания клиента (относительно работы) ожидания от окружающих мотивы трудовой деятельности преимущества и недостатки клиента перед другими людьми отличительные личностные особенности
Методика «Обучение выбору» направлена на: осуществление выбора профессии через развитие критериальной базы клиента (для осуществления процедуры сравнения профессий по различным основаниям) Эффективна при совместном использовании с играми основанными на профессиограммах
«Схема анализа профессий»Пряжникова направлена на: Выбор предпочтительного варианта профессии из уже имеющихся Сравнение нескольких профессий для определения преимуществ и недостатков каждой из них стимулирование интереса к содержанию труда избираемых профессий
Бланк для составления схемы: Вариант профессии Характеристи ки профессий (критерии)
Пример заполнения бланка: Характеристики профессий: юристдизай нер люди4 балла2 балла Контроль, диагноз4 балла2балла Функциональные; теоретические 4 балла3 балла Перспектива карьеры4 балла2 балла Высшее образование, ученая степень 4 балла3 балла 20 баллов 12 баллов
Тест - анализ житейских стереотипов направлен на: Понимание того, как стереотипы мешают объективной оценке самого себя и поиску новых возможностей