ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ это умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ это способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УУД 1) личностные; 2) регулятивные /рефлективные/; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
1. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.
2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД обеспечивают самоорганизацию и регуляцию познавательной и учебной деятельности: целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка (рефлексия) саморегуляция
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД направлены на развитие логического, символического, творческого мышления, воображения, памяти, внимания и т.д. Общеучебные (метапредметные) Логические Направленные на разрешение проблемных ситуаций
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УУД умение работать с информацией (искать, структурировать, осуществлять смысловое чтение); умение формулировать цель, ставить проблему, выбирать эффективный способ решения, осуществлять контроль и рефлексию; умение осуществлять знаково-символические действия (моделирование; преобразование модели).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ УУД Анализ синтез сравнение классификация установление аналогий подведение под понятие понимание причинно-следственных связей выдвижение гипотез и их обоснование.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД, ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ формулирование проблемы; создание алгоритма решения проблемы, нахождение способов решения; решение проблем творческого и поискового характера; способность к решению задач, имеющих множественные решения.
4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УУД 1. Личностные результаты: сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
2. Предметные результаты – освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов системы ЗУНов и опыта, специфического для каждой предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению в практике повседневной жизни. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УУД
3. Метапредметные результаты – способность решать реальные жизненные проблемы разного уровня сложности в знакомых и незнакомых ситуациях на основе использования предметных результатов.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения содержания разных предметных дисциплин.
ИНТЕГРАЦИЯ ( лат. integratio - восстановление, восполнение ) – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном процессе обобщённых знаний в той или иной области.
УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ Внутрипредметный предполагает укрупнение дидактических единиц содержания предмета. Межпредметный предполагает использование межпредметных связей, проведение интегрированных уроков, создание интегрированных курсов.
ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИИ Объект (вода). Личность (М.В.Ломоносов). Метапредметное понятие (случайность). Метапредметные умения, ключевые компетентности (читательская грамотность). Межпредметные связи (химия физиологичских процессов).
«Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». К. Д. Ушинский.
ЛИТЕРАТУРА: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А. Г. Асмолова». - М.: Просвещение, 2010.