«Коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики» Логоритмическое занятие по теме «Дикие животные» / подготовительная логопедическая группа/ Автор: учитель-логопед Любцева А.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад 31 Московской области г. Орехово-Зуево
Логоритмика в коррекционной работе МДОУ Учителя-логопеды во взаимосвязи с другими специалистами МДОУ, работая с детьми с общим недоразвитием речи, с клиническим проявлением моторной алалии и дизартрии, принимают во внимание, что у детей с нарушением речи наблюдаются: отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность восприятия, снижение внимания к музыкальному звучанию. Задача наших педагогов состоит в том, чтобы исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка путем особых музыкально-ритмических упражнений и приемов. Специалисты МДОУ считают, что для детей с нарушением речи наиболее эффективен, актуален педагогический процесс, опирающийся на средства логоритмики.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических. Укрепляется костно- мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. Предлагаем конспект логоритмического занятия по теме: «Дикие животные» в подготовительной логопедической группе.
ПОСТРОЕНИЕ В ПАРЫ. ПЕРЕСТРОЕНИЕ ИЗ ПАР В ШЕРЕНГУ. ОБРАЗУЮТ КРУГ. В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти. В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти. Интересней приключенья нам ребята не найти. Интересней приключенья нам ребята не найти. Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь. Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь. По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем. По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем. И лесных зверей обязательно найдем. И лесных зверей обязательно найдем.
Дети бросают мяч по кругу, вспоминая животных Вот мы и пришли. Какие звери живут в лесу? Вот мы и пришли. Какие звери живут в лесу?
Дети изображают мимикой характерные черты животных. Злой волк, лисенок высматривает мышку, косолапый мишка.
Дыхательное упражнение. Ежик проснулся и запыхтел. Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
Движение глаз влево-вправо, вверх-вниз. Дети смотрят, как белка перепрыгивает с одного дерева на другое.
Как ходят лесные звери *низкая музыка – идут как«мишки» *средняя музыка – идут как «лисы» *высокая музыка – идут как «зайчики»
Воспроизведение заданного ритма Отстукивание ритма по сидению стула Зайка взял свой барабан и ударил : трам-там-там Зайка взял свой барабан и ударил : трам-там-там Педагог проговаривает ритм та-ТА-та, ТА-та-та, та-та-ТА т.д. Педагог проговаривает ритм та-ТА-та, ТА-та-та, та-та-ТА т.д.
Дети выполняют движения Зайчата так развеселились, что разбудили медвежат. Зайчата так развеселились, что разбудили медвежат. Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так! Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так!
Вперевалочку ходили и из речки воду пили. Вот так!
А потом они плясали, выше лапы поднимали. Вот так!
Слушание музыки Пение
Мелкая моторика «Мальчик-с-пальчик, где ты был?»
Работа над интонацией и силой голоса
Игра «Лиса и зайцы»
Спасибо за внимание