Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии И. А. Колесниковой
Индикаторы парадигмальной принадлежности педагога: Его мировоззрение, определяющее понимание природы человека и закономерностей его развитияЕго мировоззрение, определяющее понимание природы человека и закономерностей его развития Смысловые доминанты профессионального бытия и целевые установки учебно-воспитательной деятельностиСмысловые доминанты профессионального бытия и целевые установки учебно-воспитательной деятельности Ориентация и истоки формирования системы профессионально-педагогических ценностей и критериев оценкиОриентация и истоки формирования системы профессионально-педагогических ценностей и критериев оценки Характер взаимодействия участников педагогического процессаХарактер взаимодействия участников педагогического процесса
Историко-генетический анализ, отмечает И.А. Колесникова, позволил ей на протяжении развития всего мирового педагогического процесса обнаружить наличие трех возникших в разное время парадигмальных пространств.
Генетически самой древней, по мнению И.А. Колесниковой, является педагогическая парадигма, которую она называет парадигмой традиции. Эта парадигма соответствует модели образования, ограничено вплетенной в традиционный уклад жизни людей, и составными элементами традиции как наиболее устойчивой, стабилизирующей составляющей механизма социального наследования. От ученика требовалось абсолютное беспрекословное подчинение учителю, который руководил его физическим, психическим, нравственным развитием.
Генетически более поздней, чем парадигма педагогики традиции, но более привычной и понятной для нас, является, по мнению И.А. Колесниковой, научно- технократическая парадигма образования. Она базируется на ценностных представлениях о существовании объективной истины, которые строятся на конкретно- историческом, доказанном, научно обоснованном и практически апробированном знании. Это знание обезличено, усреднено, ограничено рамками научно-технического прогресса, и чем дальше, тем быстрее оно устаревает.
Такая парадигма обращает педагога к объективной реальности, заставляя именно из нее, а не из конкретного человека, черпать основные ценности и смыслы. Объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику становятся главной профессиональной ценностью учителя. Такая парадигма обращает педагога к объективной реальности, заставляя именно из нее, а не из конкретного человека, черпать основные ценности и смыслы. Объективное, точное знание и четкие правила его передачи ученику становятся главной профессиональной ценностью учителя.
В отличие от двух рассмотренных типов педагогических парадигм гуманитарная парадигма образования, связанная, по мнению И.А. Колесниковой, с именами Сократа, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Д. Дьюи, В.С. Библера, формировалась по мере реализации стремления человечества проникнуть в глубины субъективного мира.
В ее рамках основной педагогической ценностью становится конкретный человек с его уникальным внутренним пространством и индивидуально- специфическим процессом познания, что определяет приоритетную значимость субъективированного, персонифицированного, индивидуально окрашенного знания, всегда имеющего автора.
Для учителя оказывается значимым каждый ученик в любом его состоянии, ибо для него важны не конкретное знание или качество опыта, а стоящие за ними переживания, отношения, оценки, вектор индивидуального развития, уникальный жизненный путь. Одной из центральных проблем гуманитарной педагогики становится необходимость решения задачи, связанной с вовлечением ребенка в процесс самостоятельного поиска истины.
В схеме педагогических парадигм И.А. Колесниковой прослеживается стремление развести «хорошие» и «плохие» парадигмальные модели образования. Так, парадигма педагогики традиции представлена окрашенной в романтико- экзотические тона, парадигма научно-технократической педагогики – в негативные антиличностные, а гуманитарной – в подчеркнуто позитивные гуманистические тона.