Сборник валеологических упражнений
Аннотация Педагоги смогут повысить свое профессиональное мастерство, сберечь здоровье учащихся, сделать уроки эмоционально насыщенными, живыми и интересными. В сборнике собран в целостной системе ценный методический материал. Здесь даются подробные разработки: - физкультминуток с дифференциацией по урокам; - психотренинговых игр; - адаптированных к начальной школе оздоровительных упражнений; - пальчикового игротренинга; -дыхательной гимнастики и массажа. Учителя также найдут материал для работы с родителями учащихся: в сборнике описаны комплексы упражнений, которые должен выполнять ребенок во время выполнения домашних заданий. Сборник адресован учителям, воспитателям, родителям.
Содержание 1.Введение 2.Физкультминутки 3.Игры и упражнения для укрепления здоровья детей. 4.«Оживлялки» для снятия перегрузки всех систем организма. 5.Пальчиковый игротренинг в начальной школе. 6.Дыхательная гимнастика. 7.Психогимнастика. 8.Комплекс оздоровительных мероприятий для мышц тела. 9.Комплекс упражнений для уроков изобразительного искусства, развития речи, математики.
Введение Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности, В тоже время потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день а в неделю от 18 до 24 ч. Увеличение объема двигательной активности за счет организации и проведения внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий может решить проблему гиподинамии в раннем возрасте. Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз. Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности, В тоже время потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день а в неделю от 18 до 24 ч. Увеличение объема двигательной активности за счет организации и проведения внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий может решить проблему гиподинамии в раннем возрасте.
Задачи: снять психическое напряжение у учащихся, путём переключения на другой вид деятельности; снять психическое напряжение у учащихся, путём переключения на другой вид деятельности; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений; возбудить у детей интерес к - занятиям физическими упражнениями; возбудить у детей интерес к - занятиям физическими упражнениями; сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений. сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Игры и упражнения для укрепления здоровья детей Игры и упражнения на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Игры и упражнения на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Оживлялки Это – средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия – применяйте их. Это – средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия – применяйте их.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ Пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности. Пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности.
Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмёт быстрее
Дыхательная гимнастика Для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения. Для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.
Психогимнастика Выражает какой –либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функции (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания). Выражает какой –либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функции (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания).
Комплекс оздоровительных мероприятий для мышц тела Позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке. Обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий. Позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке. Обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.
Комплекс упражнений для уроков изобразительного искусства, развития речи, математики Упражнения до начала уроков обеспечивают быстрое включение школьников в активную работу, помогают удерживать правильную позу за партой, воспитывают привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Упражнения до начала уроков обеспечивают быстрое включение школьников в активную работу, помогают удерживать правильную позу за партой, воспитывают привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Литература. Брехман И.И. «Валеология- наука о здоровье». Физкультура и спорт. 1990г. Брехман И.И. «Валеология- наука о здоровье». Физкультура и спорт. 1990г. Бехин Н.Б. Практические занятия по психологии – М:Просвещение, с. Бехин Н.Б. Практические занятия по психологии – М:Просвещение, с. Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления / Начальная школа. – с.2-3 Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления / Начальная школа. – с.2-3 Бурмистрова Н.И. « Физкультминутки - активный отдых на уроках». //Начальная школа.с ,1989г. Бурмистрова Н.И. « Физкультминутки - активный отдых на уроках». //Начальная школа.с ,1989г. Исаев А.- « Если хочешь быть здоров». М., Физкультура и спорт. 1998г. Исаев А.- « Если хочешь быть здоров». М., Физкультура и спорт. 1998г. Кайков Г.Д. «Работа с ослабленными детьми». Физическая культура в школе. 1995г.6,стр78. Кайков Г.Д. «Работа с ослабленными детьми». Физическая культура в школе. 1995г.6,стр78. Ковалько В.И. « Школа физкультминуток» Москва. «ВАКО», 2005г.(240стр). Ковалько В.И. « Школа физкультминуток» Москва. «ВАКО», 2005г.(240стр). Кондратьева М.М. « Звонок на урок здоровья». Просвещение: М.,1991г. Кондратьева М.М. « Звонок на урок здоровья». Просвещение: М.,1991г. Кузьмин П.П. « Наш семейный доктор». М., Мир книг.2001г. Кузьмин П.П. « Наш семейный доктор». М., Мир книг.2001г. Лаптев А.А. « Закаляйтесь на здоровье». М., Медицина. 1991г. Лаптев А.А. « Закаляйтесь на здоровье». М., Медицина. 1991г. Лисицин Ю.Г. « Образ жизни и здоровье населения».Знание. 1987г. Лисицин Ю.Г. « Образ жизни и здоровье населения».Знание. 1987г. Макурочкина М.М. « Массаж для пальцев» Начальная школа 6,1990г. с31-32 Макурочкина М.М. « Массаж для пальцев» Начальная школа 6,1990г. с31-32 Милейко В.Ф. « Игры и упражнения для укрепления здоровья детей». Педсовет с.3-5 Милейко В.Ф. « Игры и упражнения для укрепления здоровья детей». Педсовет с.3-5 « 135 уроков здоровья» Москва « ВАКО» 2004г. (240стр.) « 135 уроков здоровья» Москва « ВАКО» 2004г. (240стр.) Пензулаева Л.И. « Физкультурные минуты». Начальная школа 10,1987г, с Пензулаева Л.И. « Физкультурные минуты». Начальная школа 10,1987г, с Пензулаева Л.И. « Физкультурные занятия с детьми». Москва. « Просвещение». 1998г. Пензулаева Л.И. « Физкультурные занятия с детьми». Москва. « Просвещение». 1998г. Полиевский А.А. « Физкультура и закаливание в семье». М., Медицина 1984г. Полиевский А.А. « Физкультура и закаливание в семье». М., Медицина 1984г. Ряховская К.В. « Игровые упражнения на релаксацию ( мышечное расслабление). Начальная школа 5-6, 1992г, с.7. Ряховская К.В. « Игровые упражнения на релаксацию ( мышечное расслабление). Начальная школа 5-6, 1992г, с.7. Соловьёв Г.М. «Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры» Ставрополь СГУ. 1998г. Соловьёв Г.М. «Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры» Ставрополь СГУ. 1998г. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. « Пальчиковая гимнастика». Москва. АСТ «Апрель» 2003г.,127стр. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. « Пальчиковая гимнастика». Москва. АСТ «Апрель» 2003г.,127стр. Филинкова О.В. « Моё кредо - быть здоровым». Физкультура в школе. 1997г. Филинкова О.В. « Моё кредо - быть здоровым». Физкультура в школе. 1997г.