Автор:Выкиданец Галина Николаевна, учитель биологии МБОУ «СОШ 1» г. Пущино Московской области
Проникновение м/о в организм Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги) Б О Л Е З Н Ь I барьер II барьер Защитные барьеры организма
способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма
Механизм клеточного иммунитета: Т-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в тимусе) Т-хелперы (помощники) Т-супрессоры (угнетатели) Помогают В-лимфоцитам превратиться в плазматические клетки Блокируют реакции В-лимфоцитов Клеточный иммунитет Т-киллеры (убийцы)
Механизм гуморального иммунитета: воздействие антигена В-лимфоциты (образуются в костном мозге, созревают в лимфоидной ткани) Клетки памяти Плазматические клетки Приобретенный иммунитет Гуморальный иммунитет (антитела)
Центральные органы иммунной системы: Костный мозг Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло. Тимус (вилочковая железа) Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.
Периферические органы иммунной системы: Селезёнка Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В- лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови. Лимфатические узлы Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т- лимфоциты, макрофаги.
Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ
русский биолог, основоположник иммунологии, создатель учения о воспалительных процессах в организме и фагоцитозе (1908 г. – Нобелевская премия)
Используя текст §18, выполните следующие задания: стр Базовый уровень: Какие заболевания называют инфекционными? Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний Перечислите известные вам инфекционные заболевания.
Используя текст §18, выполните следующие задания: стр Повышенный уровень: Что такое «ворота инфекции»? Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания. В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?
Используя текст §18, выполните следующие задания: стр Высокий уровень: Почему опасны бацилло- и вирусоносители? Каков механизм формирования подобного носительства? В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?
Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний.
Вирус гриппа А Вирус гриппа В Вирус гриппа С Разновидности вируса гриппа:
тщательное мытьё рук, фруктов и овощей кипячение, обработка дезинфицирующими средствами изоляция и лечения заболевших соблюдение мер личной гигиены профилактические прививки, лечебные сыворотки и другие
Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.
Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа. Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки» «Э. Дженнер. Методы оспопрививания»