1 Аутсорсинг - инструмент повышения эффективности ИТ для компаний энергетического сектора Сергей Македонский, PhD, MBA in4media VI Всероссийский Энергетический Форум «ТЭК России в XXI веке» Круглый стол «Информационные Технологии в ТЭК России» Москва, Федеральное Агентство по информационным технологиям 2 апреля 2008 г.
2 На российском рынке исследований и аналитики ИКТ с 1991 г. Специализация в сфере ИТ-услуг и аутсорсинга с 2000 г. Выполнено большое количество инициативных и заказных проектов (по заказу HP, Крок, IBM, IBS, Лукойл-Информ и др.) Дистрибутор Gartner в РФ, Украине гг., in4media сегодня: исследования, аналитика, консалтинг и обучение в области И Т-услуг и аутсорсинга Продвижение продуктов и услуг Forrester Research
3 ИТ-услуги и аутсорсинг ДИСКРЕТНЫЙ: проектно-ориентированное контрактное соглашение на определенный вид работ в оговоренные сроки. Дискретные проекты могут продолжаться от нескольких недель до нескольких лет. АУТСОРСИНГ: долгосрочное соглашение, которое определяет каким образом организация будет получать услуги по обеспечению текущих процессов по определенному уровню качества (SLA). Аутсорсинговые соглашения обычно заключаются на период 2-5 лет и включает в себя как ИТ-аутсорсинг, так и аутсорсинг бизнес-процессов. Способы приобретения ИТ-услуг ИТ-аутсорсинг Аутсорсинг бизнес- процессов
4 Выгоды и Барьеры использования аутсорсинга Сопротивление сотрудников Увеличение стоимости акций Гибкость: Поглощения, Диверсификация, Изменения рынка Сложность оценки Барьеры Цена Культура компании Качество сервиса Боязнь потери контроля Угроза коллективу Выгоды Технологические выгоды Инновации Сокращение затрат Мировой уровень Концентрация на основном бизнесе
ИТ-специфика ТЭК Большие материальные активы Высокая ИТ-емкость и ИТ-зависимость Большое количество ИС, включая ERP, CRM, EAM, АСУ ТП и др. Высокий уровень расходов на ИТ Как следствие, потребности: Повышения эффективности инвестиций в ИТ Сокращения расходов на ИТ Доказательства ценности ИТ для бизнеса
6 Тенденции и вызовы ТЭК Глобализация экономики и перспективы вступление в ВТО… Реструктуризация отрасли в России… Повышение чувствительности к мировой конъюнктуре: курс доллара, цена на энергоносители, ипотечный кризис и т.п Как следствие: Усиливается конкуренция => нужно повышать собственную конкурентоспособность и эффективность … Рост требований клиентов+приход новых => нужно повышать качество обслуживания … Высокая динамика бизнеса => нужно фокусироваться на ключевых компетенциях
7 Что делать? Традиционные решени я : инвестиции, M&A, диверсификация бизнеса, уход в нишу и т.п. Один из современных инструментов повышения эффективности и конкурентоспособности – аутсорсинг ИТ и бизнес-процессов, стратегический аутсорсинг В экономически развитых странах – используется давно практически во всех отраслях
8 ИТ-стратегии современного предприятия Стратегии использования ресурсов Сложность процессов ПостроениеИТ- аутсорсинг ПокупкаАренда приложений Аутсорсинг БП E-business (B2B) Управление цепочками поставок CRM ERP E-business (B2C) Стратегия 2Стратегия 1 Стратегия 1 отражает тенденцию к развитию собственных ИТ- подразделений, включая разработку, интеграцию и сопровождение программных приложений. Стратегия 2 отражает тенденцию к все большему выделению всех процессов, связанных с поддержанием ИТ- инфраструктуры, разработками, интеграцией и т.п., и передаче их внешнему специализированному провайдеру ИТ-услуг (ESP).
9 Оптимальный набор ресурсов: Sourcing Strategy и Resource Mix Услуги в области информационных технологий (ИТ-услуги): применение деловых и технических знаний для создания, управления и оптимизации бизнес и техническими процессами в организации. ИТ-услуги Собственный ИТ-отдел Сторонняя ИТ-компания Sourcing Strategy Resource Mix
10 Модели управления ИТ- ресурсами: построить vs. купить Brand Service Company Мультисорсинг Главный поставщик Консорциум поставщиков Внутренние ресурсы Монопольный, закрытый рынок Внутренние ресурсы Аутсорсинг Открытый рынок Уровень конкуренции Инсорсинг, централизация и выделение ИТ-служб Полный аутсорсинг Альянс
11 Расходы предприятий на ИТ-услуги: Россия vs. Западная Европа
12 Проблемы развития ИТ-аутсорсинга в России отсутствует правовое поле, нет понятия «аутсорсинг» в законодательстве РФ не регламентированы методологии, стандарты, ценообразование нет страхования рисков аутсорсинговых контрактов взаимное недоверие заказчиков и поставщиков нет возможности выкупа ИТ-инфрастуктуры, нет покрытия территории РФ ни одним поставщиком, нет «покрытия» компетенций нет координации усилий государства, бизнеса и заказчиков Инструмент: Альянс стратегического аутсорсинга «АСТРА» для консолидации усилий и эффективной коммуникации участников рынка в целях ускорения развития рынка аутсорсинга
НП «АСТРА» - «Национальный Альянс Стратегического Аутсорсинга» Объединение лидеров российского рынка аутсорсинга: Крок, Инфосистемы Джет, Оптима, ISG, Россервис, Армада, ОТР, Стинс Коман… Разделяют идеи Альянса и планируют вступление в «АСТРА» крупные международные вендоры: IBM, HP, Siemens… Целевые группы «АСТРА»: крупные заказчики услуг ИТ-аутсорсинга, региональные интеграторы, телекоммуникационные компании
14 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! m edia.ru m edia.ru +7 (495) Москва, Коровинское шоссе 10, бизнес- центр отеля «ИРИС», офис 205