Адгезия – явление, подобное склеиванию двух сопрягаемых деталей (действие сил молекулярного сцепления)
Трение сопровождается нагревом и является основной причиной износа деталей. Оно намного уменьшится, если на поверхностях имеется масляная пленка. Такое трение называется жидкостны м.
Назначение смазки: 1. Уменьшает износ деталей и потери энергии на трение. 2. Уплотняет зазоры, вымывает продукты износа. 3. Охлаждает детали и защищает их от коррозии. Применяются масла минеральные (из нефти) и синтетические.
Масла для ДВС Должны соответствовать следующим показателям: 1. Вязкостью 2. Термоокислительной стабильностью 3. Коррозионостойкостью 4. Антикоксуемостью
Вязкость (густота) Вязкость-трение между частицами жидкости. Чем больше вязкость, тем меньше масла выдавливается из зазоров и жидкостное трение более надежно. Однако, при большой вязкости: 1. Увеличивается потеря энергии на преодоление трения между частицами масла, 2. Затрудняется прокачивание его через каналы, 3. Ухудшается вымывание продуктов износа из зазоров.
Вязкость зависит от температуры: - при нагревании масло разжижается и ухудшается жидкостное трение; - при охлаждении масло густеет и увеличиваются потери энергии на трение и затрудняется пуск двигателя.
Термоокислительная стабильность Характеризует устойчивость масла против осмоления и лакообразования. Осмоление происходит вследствие окисления кислорода воздуха ( масло вспенивается и разбрызгивается, контактирует с воздухом ) Лак – липкая масса, возникающая на горячих деталях из-за испарения и разложения масла (закоксовываются поршневые кольца). Коксуемость – склонность масла образовывать нагар. Коррозионность и кислотное число показывают склонность масла вызывать коррозию сплавов цветных металлов.
Для улучшения свойств масел применяют присадки,которые - уменьшают образование лаковых отложений; - предохраняют сплавы цветных металлов от коррозии; - уменьшают вспенивание (антипены).
Классификация масел для двигателя Для двигателей применяются масла следующих марок: М-8Б2; М-8В2; М-8Г2; М-10Б2; М-10Г2; М-8Б; М-8В; М-10-Г и т.д. М – масло моторное 8 и 10 вязкость при 100 град. (измеряется в сантистоксах сСТ) Б – для малофорсированных двигателей В – среднефорсированных двигателей Г -- высокофорсированных двигателей. Индекс 2 – для дизельных двигателей Индекс 1 – для бензиновых двигателей Буква з – загуститель. Чем выше степень форсированности двигателя, тем в нем должно быть больше присадок.
Назначение системы смазки: - для уменьшение трения и износа; - частичного охлаждения жидкости; - предохранения деталей от коррозии; - удаления деталей износа; - улучшения компрессии в цилиндре. Способы смазки: - под давлением (подача масла насосом); - разбрызгиванием (коленчатый вал с шатунами).