Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике Тищенко Л.В. Учитель-логопед КГБС(К)ОУ школа-интернат 8 вида 11 п. Ванино.
Исследования ряда педагогов, занимающихся проблемным ребенком показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально-личностном развитии. Особенности физического развития :нарушение общей и мелкой моторики, расторможенность и заторможенность мышечного напряжения, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости, нарушение темпоритмической организации движений Особенности психического развития :нарушение оптико- пространственного праксиса, неустойчивость внимания,расстройство памяти (особенно слуховой), несформированность мышления, задержка развития воображения Особенности социально-личностного развития: пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, недостаточная критичность или переоценка своих возможностей, низкая социальная адаптация, нарушение коммуникативных сфер.
Содержание логопедических занятий Подвижные игры и упражнения на совершенствование основных движений, нарушение осанки; Игры на активизацию речевой деятельности; Оздоровительные массажи; Коррекционные гимнастики на дыхание, для глаз, повышения работоспособности; Игры на развитие психических процессов( памяти. мышления, воображения,логики); Упражнения и игры на развитие слухового восприятия; Артикуляционная гимнастика -
Виды деятельности, способствующие двигательной активности Элементы логоритмики; Сюжетно-ролевые зарядки; Пальчиковая гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Психогимнастика; Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики.
Усвоение правильных навыков звукопроизношения можно сопровождать «игрой на пианино» Положив ладони на стол, ребенок произносит заданный слог, поднимая поочередно пальцы, начиная с мизинца.
Игры с прищепками: творим и говорим.
Чтобы данный вид тренинга не оказался для детей скучным и утомительным, предлагается озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разнообразными игровыми приемами Ежик, ежик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам ежик, Мы сейчас тебе поможем.
Артикуляционная гимнастика
Предполагает совместное( одновременное) движение рук и органов артикуляционного аппарата Применяется в течении всего периода коррекционного обучения в качестве организационного момента, динамической паузы.. Тренировка мышц губТренировка мышц языка
Упражнение на дыхание. Формирование воздушной струи
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением нана Посмотрите: мы- олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, Расправим плечи… Наши мышцы не устали И еще послушней стали Дышится легко…ровно… глубоко
Использование на занятиях мелких кукол, деревянных фигурок, персонажей из «киндер-сюрпризов», специального пальчикового театра вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение, побуждает говорить правильно, а так же способствует развитию мелкой моторики
Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия Упражнение »Думающий колпак» Упражнение «Колечко»
Артикуляционный зондовый массаж в комплексной системе преодоления речевых нарушений
Каждый из этих зондов уникален, так как позволяет полно и глубоко воздействовать на различные группы мышц: скул, щек, губ, языка и мягкого неба. « щипчики » « лебедушка » « подтягивающий »
Зеркало с освещением
Материал для самостоятельных игр расположен в доступном месте на нижних, открытых для доступа местах.