Логопедический массаж Обобщение опыта работы Бубновой Веры Петровны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории МДОУ Д/с комбинированного вида 97 «Незабудка Г.Якутска, Отличника образования Республики Саха (Я)
Логопедический массаж активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Основные цели логопедического массажа: 1 ) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; 3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); 4) стимуляция проприоцептивных ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Противопоказания к массажу делятся на 3 группы: кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания; инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания; стоматологические стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.
В логопедии используют следующие виды массажа: массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий); точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины у них мы и призываем вас учиться этому методу); зондовый; аппаратный; самомассаж.
ПРИЁМЫ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации: Поглаживание - рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами. Растирание- смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) расслабляет
Разминание - смещение тканей с их захватом действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени стимулирующее. Вибрация- передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: Прерывистая - с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, постукивание). Она стимулирует мышцы; Непрерывная - колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.
Комплексы сегментарного массажа по Новиковой Е.В После общего расслабления можно переходить к логопедическому массажу. Необходимо отметить, что при расслаблении мышц шеи рефлекторно расслабляются мышцы корня языка. 1. Медленное поглаживание шеи в области горла попеременно ладонями обеих рук сверху вниз. 2. Поглаживание от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин. 3. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями обеих рук от затылка вниз, через боковую поверхность шеи до подмышечных впадин..
Массаж лицевой мускулатуры На детском лице поглаживание и разминание проводится 24 пальцами обеих рук. Движения проводятся обеими руками равномерно с двух сторон: 1. От середины лба к вискам. 2. От середины лба до ушных раковин. 3. От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку. 4. От бровей к волосистой части головы. 5. От спинки носа к ушным раковинам. 6. От мочек ушей по щекам к крыльям носа.
Массаж языка Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками через носовой платочек. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением. Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры. Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно применять следующую пассивную гимнастику.
Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается.
Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти, описанное выше, тоже способствуют расслаблению жевательных мышц и открыванию рта. Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких массажных движений ребёнку дают отдохнуть.
Проводят следующие приёмы массажа языка. Поглаживание языка от его средней части к кончику. Постепенно можно продвигаться ближе к корню языка Зигзагообразное поглаживание от середины языка к кончику. Поглаживание от серединной линии языка в стороны. Поглаживание переднего края языка (по периметру) и от серединной линии в стороны по краю языка
Похлопывание по всей поверхности языка. Рекомендуется при гипотонии мышц языка. Разминание переднего края языка от серединной линии в стороны. Выполняется большим и указательным пальцами. Похлопывание соской или пальцем по краю языка сверху вниз.
Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по боковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.
«Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным пальцами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок.
После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель.
Список литературы: АрхиповаЕ.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: АСТ. Астрель, 2008 Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. – М., Блыскина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб.: Сатис, Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М., Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Академия, Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – Волгоград: Учитель., 2009