А.Н. Дерюгин Межбюджетные отношения в регионах в условиях финансово-экономического кризиса: корректировка целей и совершенствование инструментов г. Москва 3 марта 2009 г.
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 2 План Особенности бюджетирования в 2009 году Кризис Завершение переходного периода Межбюджетные отношения
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 3 Кризис Труднопрогнозируемое сокращение доходной базы сокращение объемов кредитования экономики сокращение внешнего спроса падение цен на ресурсы сокращение валютной выручки сокращение бюджетного финансирования Уменьшение уровня собираемости налогов Резкое сокращение переходящих кассовых остатков Рост расходных обязательств в связи с падением доходов населения решение проблемы занятости рост объема трансфертов населению
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 4 Нормы переходного периода, прекращающие свое действие Право субъекта корректировать перечень полномочий ОМСУ, а также перечень их доходов Право субъекта и МР устанавливать дифференцированные нормативы отчислений от налогов (кроме НДФЛ) в местные бюджеты при замещении ими дотаций на выравнивание БО Право субъекта перераспределять единые нормативы отчислений от НДФЛ между муниципальными районами и поселениями Право субъекта и МР (частично) распределять дотации на выравнивание БО с использованием показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов отдельных МО Снижение порогового уровня изъятия отрицательных трансфертов до1,3.
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 5 Новые нормы бюджетного законодательства Возможность формирования Резервного фонда субъекта Российской Федерации Предоставление бюджетных кредитов на срок до 3-х лет Распределение дотаций на выравнивание БО поселений из бюджета субъекта исходя из уровня БО Право субъекта и МР устанавливать дифференцированные нормативы отчислений от НДФЛ в местные бюджеты при замещении ими любых дотаций на выравнивание БО Возможность передавать иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений в бюджет МР
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 6 Особенности бюджетирования в 2009 году Кризис Завершение переходного периода Межбюджетные отношения
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 7 Рекомендации по мероприятиям Оптимизация и сокращение расходов на предоставление бюджетных услуг учет потребности формирование государственных и муниципальных заданий сокращение объемов инфраструктуры (в т.ч. перевод в форму автономных учреждений) Оптимизация инвестиционных расходов пересмотр ведомственных и долгосрочных целевых программ Повышение качества финансового менеджмента льготы по уплате налогов и сборов управление собственностью кредиторская задолженность управление долгом создание резервных фондов субъектов Российской Федерации
Рекомендуется обеспечение сбалансированности местных бюджетов мониторинг качества управления и платежеспособности муниципальных образований поддержка мероприятий по повышению эффективности деятельности ОМСУ поддержка мероприятий по эффективному сокращению расходов местных бюджетов поддержка мероприятий по увеличению занятости в малом и среднем бизнесе Не рекомендуется предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам Рекомендации по МБО 8 Тел.: (495) www.fpcenter.ru
Дотации, субсидии на обеспечение сбалансированности местных бюджетов ДОС n i = ДОС n * T n i / ΣT n i, T n i = А n * {MIN(БО р i ;1) – ФБО n i } * ИБР i * Н i, n– месяц (квартал) ДОС n – общий объем дотаций на обеспечение сбалансированности А n – среднедушевой фактически уровень доходов БО р i – уровень расчетной бюджетной обеспеченности (включая дотации на выравнивание БО) ФБО n i – уровень фактической бюджетной обеспеченности (с учетом налоговых льгот) ИБР i – индекс бюджетных расходов Н i – численность населения Обеспечение сбалансированности местных бюджетов 9 Тел.: (495) www.fpcenter.ru
10 Эффективность деятельности ОМСУ Порядок расчетов оценка конечных результатов оценка бюджетных расходов сопоставление результатов и расходов составление рейтинга МО распределение дотаций на поощрение повышения эффективности деятельности ОМСУ
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 11 Эффективность деятельности ОМСУ Подходы к сопоставлению результатов и расходов отношение результатов к расходам сумма результатов и величины, обратной объему неэффективных (избыточных) расходов
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 12 Эффективность деятельности ОМСУ Примеры неэффективных (избыточных) расходов расходы на содержание избыточный инфраструктуры расходы на судебные издержки по проигранным органами исполнительной власти судебным делам расходы на исполнение обязательств по выданным государственным и муниципальным гарантиям расходы на выплату штрафов, пеней расходы на разработку документации и реализацию инвестиционных проектов, которые были впоследствии заморожены или завершены, но привели к появлению избыточной инфраструктуры расходы на консервацию объектов незавершенного строительства
Тел.: (495) www.fpcenter.ru 13 Эффективность деятельности ОМСУ Примеры неэффективных (избыточных) расходов расходы на разработку проектов документов или исследований, которые в итоге никак не были использованы в деятельности соответствующих органов исполнительной власти расходы на исполнение полномочий, не относящихся к компетенции рассматриваемых органов публичной власти, за счет собственных доходов расходы, связанные с перечислением средств в уставной капитал компаний расходы на предоставление субсидий юридическим лицам вне рамок государственных и муниципальных заданий неклассифицированные расходы, проходящие по статьям типа «прочие расходы»