Повышение вклада лесного сектора в социально-экономическое развитие страны Предложение представителей бизнеса (команда В) Деловая игра 28 июня 2013 г. ФАУ ВИПКЛХ
Управление спросом на лесопродукцию 1.Оценка и стимулирование спроса на внутреннем рынке, Поддержка государством реализации конечной продукции деревообработки, что приведет к росту потребления древесины – принятие государственных программ: -типового деревянного домостроения, -развития биоэнергетики, -перевод муниципальных котельных на использование в качестве топлива древесных отходов -замена использования пластиковых пакетов в розничной торговле на бумажные и др. 2. Оценка спроса на экспортных рынках Создание государственной структуры по изучению и прогнозированию внешней и внутренней конъюнктуры рынков лесопродукции. 3. Последствия для лесного сектора от вступления в ВТО Внести изменения в ПП 779 в части изменения сроков формирования списков арендаторов лесных участков 4. Новые продукты и услуги Грантовая поддержка за освоение новых продуктов 5. Конкурентные преимущества отраслей Газификация лесных регионов. Предложение: рассмотреть в Правительстве РФ замещение газификации за счет применения биоэнергетики. 6. Региональные приоритеты при размещении спроса. Формирование муниципальных и региональных заказов на производимую лесопродукцию
Управление предложением на лесные ресурсы 1.* Лесоустройство, Возобновление полного цикла лесоустроительных работ за счет федеральных средств в полном объеме 2. Инвентаризация лесов 3.Лесной реестр Публичная доступность к информации лесного бизнеса 4.Системы рубок и воспроизводства лесов Внести изменения в лесоводственные требования к элементам лесосеки: увеличение площади волоков и погрузочных пунктов (сейчас 15 %). Пересмотреть нормативы расхода посадочного материала, в т. ч. с ЗКС. 5.* Интенсификация лесопользования. Развитие лесной инфраструктуры путем строительства лесных дорог за счет государственных средсвт строительства лесных дорог и внедрения скандинавских методов использования лесов
Ценообразование на лесные ресурсы и лесопродукцию 1.* Формирование рыночных цен на лесопродукцию и лесные ресурсы, Формирование рыночных цен за счет внедрения договоров концессии для ресурсов с низкой экономической доступностью. 2.Статус платежей за пользование лесами (налоговый, неналоговый), Платеж из двух частей: -постоянная - за право аренды лесного участка -плата за фактический объем заготовленной древесины 3.Учет в ценах затрат лесопользователей на воспроизводство лесов, создание и развитие социальной и транспортной инфраструктуры, Разработать методику расчета начальной цены арендной платы, учитывающую природно-экономические условия заготовки древесины (при заключении новых договоров) 4.Реализация в платежах за лесные ресурсы интересов Российской Федерации, субъектов РФ и бизнеса, Увеличить долю отчисления лесных платежей в региональные бюджеты и обязать субъекты создать фонды на обеспечение инфраструктуры освоения лесов за счет отчислений от арендных платежей. 5.* Биржевая торговля. Добровольное участие
Доступ к использованию лесов 1.* Формы доступа к использованию лесов (аренда, концессии, торги, договора купли-продажи), 2.* Способ доступа к использованию лесов (конкурсы, аукционы), Только аукционы, где предусмотреть калификационный отбор на основании бизнес-плана по конкретному арендованному участку, включающий инвестиционную составляющую. Предлагается разработать порядок пролонгации договоров аренды добросовестным арендаторам без проведения аукционных процедур субъектом РФ. 3.Условия для развития малого и среднего бизнеса, Для малого бизнеса предусмотреть возможность реализации приоритетных инвестиционные бизнес-проекты до 50 млн рублей с возможностью утверждения их на региональном уровне. Резервировать не менее 20% от общего объема на лесных торгах для малого бизнеса. 4.Инвестиционные проекты освоения лесов. Для крупных инвестиционных проектов лесные участки резервировать до заключения договоров в период ввода в эксплуатацию. Обеспечить предоставление на долгосрочный период субсидий предприятиям ЛПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в гг. на создание межсезонных запасов древесины, техническое перевооружение и создание проектов по грубой переработке древесины.
Государственная поддержка отраслей лесного сектора 1.Бюджетное финансирование лесных программ, 2.Стимулирование потребления лесопродукции, 3.Налоговая и кредитная политика. 100% финансирование развития лесных программ, в том числе лесоустройства и лесных дорог. Обеспечить предоставление на долгосрочный период федеральных субсидий предприятиям ЛПК на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным, в российских кредитных организациях. Рассмотреть вопрос снижения размера НДС и социального налога.
Институциональная организация государственного управления лесами 1.Тенденции в децентрализации (централизации) управления, В целях обеспечения охраны арендуемых лесных участков наделить бизнес полномочиями по охране арендуемого участка (составление протоколов и т.д.) 2. Правовой статус лесничеств, Поддерживаем, чтобы лесничий имел статус госслужащего 3. Перевод лесоуправления на гражданскую государственную службу, 4. Вовлечение общественности в управление лесами. Поддержать роль отраслевых общестенных объединений и организаций. 5. Участие муниципальных органов власти в управлении лесами.
Институциональная организация хозяйственного управления лесами 1. Ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, переданных в аренду: административная организация экономическая организация с приемкой и оплатой лесохозяйственной продукции Разработать систему экономическая организация с приемкой и оплатой лесохозяйственной продукции 2.* Ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, не переданных в аренду, государственными учреждениями (предприятиями), Передача полномочий по ведению лесного хозяйства в тех субъектах, где есть лесохозяйственные предприятия. Оплата лесохозяйственных работ по договорным ценам. Где не сформирован рынок лесохозяйственных услуг – выполнение государственными учреждениями. 3. Нормативное обеспечение ведения лесного хозяйства. Приложение 6 к договору аренды лесного участка согласовывать ежегодно. Нормативное регулирование в части объемов работ.
Подготовка и использование кадрового потенциала 1.* Уровень подготовки кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального лесного образования, 2. Подготовка практико ориентированных магистров и бакалавров, 3. Участие работодателей в формировании учебных планов и программ, 4. Аттестация кадров в области государственного управления лесами, 5. Повышение престижа лесного образования и лесных профессий. - Организация производственной практики студентов - Приблизить учебные программы в сфере лесопользования и д/о - Заключение договоров целевой подготовки - Предусмотреть систему льгот для молодых специалистов, работающих в отрасли (покупка жилья и др.)
Научное обеспечение лесного сектора* 1.Уровень научного обеспечения по факту внедренных разработок, 2.Участие бизнеса в финансировании научных работ, 3.Состояние науки в лесных университетах, 4.Приоритеты научных разработок Предусмотреть средства в федеральном бюджете на развитие отраслевой науки с учетом потребностей бизнеса. Восстановить НИИ лесного хозяйства и лесной промышленности Привлечение учебных заведений к научных разработкам.
Инновации и технологии в использовании лесов 1. Государственно-частное партнерство в создании социально-транспортной инфраструктуры, 2. Инвестиционный климат, 3. Вопросы к законодательству. Обеспечить налоговые льготы предприятиям, внедряющим инновационные технологии на период реализации проекта. Предусмотреть систему грантов для предприятий выполняющих инновации.
Экологический мониторинг 1.Системы экологического мониторинга, 2.Лесная сертификация, 3.Конфликты экологических и экономических интересов, 4.Вопросы к законодательству. Совершенствование лесоводственно - экологических требований. Исключение необоснованных претензий к бизнесу со стороны государственных природоохранных организаций.